"Макеевка История города (1917-1941) Книга 2"

История Макеевки часть 2  

Авторы: Николай Хапланов, Елизавета Хапланова

В книге повествуется о периоде в истории Макеевки, охватывающем время с начала Гражданской войны 1917 года  и до начала Великой Отечественной войны.
Примечание:
в настоящее время ведется работа по наполнению сайта материалами из книги. Информация периодически обновляется.

Содержание

 



Дорогами свершений

Мы уже не раз в своем повествовании вспоминали о том, как вершилась первая пятилетка на шахтах и заводах Макеевки, что происходило в те жаркие дни, месяцы, годы в рабочей, социальной, культурной жизни города. Но эти несколько лет были лишь начальным этапом, который обеспечивал плавный переход к дальнейшему социалистическому строительству. XVII съезд ВКП(б) в феврале 1934 года утвердил резолюцию «О втором пятилетием плане развития народного хозяйства СССР (1933- 1937 гг.)».

Согласно этому плану предполагалось, что в 1937 году страна должна получить около 80% всей промышленной продукции с предприятий, реконструированных или построенных в предыдущие годы. В первую очередь акцент делался на интересы трудящихся - рабочих и колхозников. Задачей второй пятилетки стало всяческое улучшение благосостояния этой категории граждан. Должен был вырасти национальный доход, увеличиться заработная плата.

От основной угольно-металлургической базы страны - Донбасса - многое зависело. И потому немалое внимание планировалось уделить ее развитию. Капиталовложения в промышленное производство превышали 4 миллиарда рублей. А как результат таких значительных затрат оно должно было увеличиться более чем вдвое. Планы строились грандиозные.

Эти годы вошли в историю как годы великих преобразований, непревзойденного трудового энтузиазма. Имена многих макеевчан гремели в период второй пятилетки не только на весь Донбасс, но и на всю страну. Мастер доменного цеха завода имени Кирова Макар Пушкин, сталевар Григорий Резников, обер-мастер Иван Коробов, машинист врубовой машины шахты «Щегловка» №1 Леонид Долгополов, сталевары братья Родионовы, котельщик И. Черепанцев, мастер-доменщик Роман Сойников, прокатчик Дмитрий Орлов, один из лучших доменщиков страны Тимофей Векличев... Многие бойцы трудового фронта добивались высоких показателей в своей профессии, стремились к самым невероятным вершинам, победам, рекордам. И прославляли свою страну, Донбасс, родной город Макеевку.

Будет нелишним рассказать хотя бы о некоторых из этих замечательных личностей чуть подробнее.
 
 

Баллада о блюминге. Часть 19

 * * *

Шли годы... Все больше прекрасных свершений входило в историю установленного в нашем городе первого советского блюминга. В 1956 году был пройден двухмиллионный рубеж произведенного проката. А в 1963 году, в тридцатую годовщину рождения агрегата, достигнут и трехмиллионный результат. К этому времени блюминг был значительно улучшен.

Двигатель-семитысячник сменил новый - на 10 тысяч лошадиных сил, рабочие рольганги с манипуляторами полностью заменены, смонтировано новое нажимное устройство, продлен срок службы валков блюминга. Были автоматизированы многие технологические процессы. Произведена реконструкция заготовительных станов, старых нагревательных колодцев, построены три группы новых колодцев.

Да и люди за эти годы по-настоящему освоили технику и стали достигать высоких результатов. Все это позволило вдвое, втрое, а в 1973 году уже и вчетверо увеличить выпуск проката.

Растет мощность отечественного агрегата. И вместе с ней растут опыт, знания и успехи прекрасных тружеников завода. Не одно поколение макеевских металлургов сменилось за эти годы в славном коллективе. Они гордятся своим уникальным детищем, все операции на котором автоматизированы, электрифицированы, механизированы. Но главное даже не в этом...

Наш макеевский блюминг - первый!

 

Баллада о блюминге. Часть 18

Установленный годовой план в 1 миллион тони проката впервые был выполнен в 1936 году.

Участник пуска и освоения блюминга Л.С. Беседин

И не просто выполнен, а превзошел свою проектную мощность! На первом советском блюминге было прокатано 1 миллион 50 тысяч тонн заготовки.

Интересно, что американские эксперты в период пуска блюминга утверждали, что достигнуть производительности в 1 миллион тонн на нашем стане будет возможно разве что за 7-8 лет. Но иностранцы в очередной раз ошиблись. Ошиблись так же, как когда-то, утверждая, что Советский Союз не способен построить своими силами такую мощную машину, как блюминг.

Нужного результата макеевский блюминг добился за 3,5 года!

Справедливо будет указать имена тех людей, которые всеми силами, опытом, знаниями способствовали этой первой большой победе в освоении такого мощного агрегата.

В юбилейной книге макеевского металлурга В.И.Малыгина «Первому блюмингу страны — 70 лет» многие из этих людей перечислены таким образом: «В достижении этого успеха много сил и энергии вложили начальники цеха Сазоненко и Мезин, мастер стана А.Т. Витченко, старший вальцовщик (оператор) Ф.М. Карпенко, мастер Б.М. Скобелев, манипуляторщики Г.Н. Попов, Ф.А. Гладышев, У.К. Юрова, первая женщина-прокатчик обжимного стана, сварщики нагревательных колодцев Т.М. Кузнецов, М.И. Коробов, механики, слесари и электрики Т.Т. Симбирцев, И.Т. Гаврилюк, И.Ф. Пилипенко, П.А. Безуглов, машинисты постов управления Н.В. Пилипенко, Нина Быкова и другие. 

Отметим и тех, кто своими руками создавал и осваивал комплекс первенца тяжелой индустрии, рабочих, инженеров и техников А. Палкина, Г. Пономаренко, Г.И. Вахненко, И. Кащенко, Л. Беседина, Г. Воробьева, В. Старцева, А. Жукова, А. Перешивайло, М. Никитенко, А.С. Рябуху, С. Чубаря, начальника электрочасти Гаврилюка, мастеров смен М.В. Молчанова, С.Г. Тарасова, А.Н. Самуру, мастера нагревательных колодцев Звягинцева, механиков Литвинова, Покотилова, мастеров электрочасти Яковчука, Кузина, сварщиков Калугина, Емельянова, машинистов ножниц Т.Т. Мусияченко, Пилипенко, слесаря Дорохова».

 

И это, конечно, далеко не все имена...

Тех, кто строил этот гигант индустрии, кто его осваивал, кто стремился к достижению высоких показателей, и тех, кто гордился первым блюмингом страны, не перечислить ни в одном издании, учебнике или книге, не рассказать обо всех ни в одном фильме... Их слишком много. Потому что блюминг строила вся Страна Советов, потому что гордился им весь СССР, потому что город Макеевка - промышленное ядро Донбасса - это и есть они, простые рабочие и инженеры, первопроходцы блюмингосозидания - люди нашего, достойного гордости и любви родного города.

 

 

Баллада о блюминге. Часть 17

Начинался новый этап… И этап этот был не менее сложным, чем создание блюминга. Требовалось достичь проектной производительности, выполнить плановое задание, установленное на месяц, а затем и на год. Цель макеевцев состояла в том, чтобы работу вести в таком ритме, который задали ижорцы при строительстве блюминга.

Это было возможно только благодаря ударному труду, социалистическом соревнованию и, конечно, при получении современных технических знаний.

В октябре прокатчики превысили объем планового задания, установленного на месяц. Это была лишь маленькая победа, первый шаг к поставленной цели – одному миллиону тонн проката в год – а большие свершения ждали впереди!

Уже через год, 19 октября 1934 года смена Леонида Беседина и мастера Алексея Витченко достигла рекордной производительности – 640 тонн при плане 500. А за сутки прокатана 1751 тонна – 116,7 процента.

Эти цифры приводятся здесь не зря… Ведь именно цифрами мыслил в то время каждый заводчанин, каждый, кто боролся за выполнение и перевыполнение плана, эти показатели служили точкой отсчета для новых трудовых побед. Эти «сухие» математические знаки поднимали в бой за металл десятки, сотни людей, стимулировали к достижению, казалось бы, немыслимых высот. А значит, и для истории нашего города эти показатели весьма важны.

Октябрь 1934 года стал переломным. Если в январе прокат заготовки составил 12361 тонну, то в октябре при плане 39000 тонн было прокатано 41538. Вдохновленные своими успехами, Блюминговцы дали слово ко дню открытия VII съезда Советов, к 25 декабря 1934 года, прокатать 81 тысячу тонн заготовки.

Эго было начало большого пути... Впереди ждало много трудовых побед. Блюминг удивительным образом воздействовал на людей, и они совершали все новые и новые производственные подвиги во имя получения необходимых результатов, взятия новых высот.

Даже во время Отечественной войны, со слов старожила Макеевки, учителя и краеведа С.И. Высоковского, в восстановлении разрушенного блюминга освобожденной Макеевке помогал еще находящийся в блокаде Ленинград. «Я был поражен, - вспоминает Семен Иосифович, - когда на ящиках с электродвигателями для блюминга увидел надпись: «Завод «Электросила». Изготовлено во время блокады». Блокада… Голод… А ленинградцы думали и работали...»

Об этом времени, о подвигах в военное лихолетье, о восстановлении легендарного стана мы еще расскажем в свое время и в своем месте. А пока вернемся к довоенной судьбе первого советского блюминга.

 

Баллада о блюминге. Часть 16

Да, это была победа! Но еще предстояли месяцы кропотливых доработок, устранений неполадок, недоделок. Блюминг работал неровно, частыми были поломки. К тому же, не хватало специалистов во многих вопросах. Например для отладки оборудования на участке нагревательных колодцев, для установки измерительных приборов и т.п.

Первый комсорг блюминга М.Н. Никитенко

Главной причиной аварийности было отсутствие опыта у рабочих. И тогда комсомольцы блюминга выступили с предложенном начать соревнование за освоение необходимых в цехе профессий. Секретаре комсомольской организации цеха Михаил Никитенко, выступая на собрании, сказал: «Наш стан должен давать в год тысячи тонн заготовок. В сутки мы должны катать хотя бы на 150-200 тонн металла больше, чем сейчас. Кому, как не нам, комсомольцам, начать поход за высокую производительность нашего первого советского блюминга! Неужели мы не докажем господам капиталистам, что рабочий класс страны Советов скоро оставит далеко позади их хваленые фирмы?»

Конечно, такое горячее выступление  молодежь поддержала. Начальник смены Александр Жуков предложил сокращать время на профилактику оборудования: «Экономим какую-то минуту, а теряем, бывает, по часу и больше». Инициативу комсомольцев поддержали администрация цеха и партийная организация.

В дальнейшем стали проводить профилактику всей сменой, не жалея лишней минуты. И работа пошла уверенней, стан заработал полным ходом.

Шло  время... Исправлялись неполадки. Рабочие и инженеры блюминга все увереннее овладевали его техникой. Количество прокатанного металла нарастало с каждым днем. Так, 13 мая за пять часов прокатали 35 тонн, а 15 мая за 3 часа 40 минут  было прокатано уже 100 тонн. Блюминговцы постепенно наращивали темпы производства...

Да, это было время трудового энтузиазма, время крепких духом, волевых, целеустремленных людей. Вспомнят ли когда-то молодые поколения этих людей - тех, чьим потом и кровью, чьей волей  и трудолюбием была построена промышленная база нашего города, нашей страны? Хочется надеяться, что через многие-многие годы , столетия каждый макеевский школьник сможет рассказать о том, как возводили его предки эти заводы и фабрики, как поднимали город из руин, как достигали невиданных показателей во имя процветания, во имя будущей жизни!

2 июня 1933 года начальником цеха В..П. Сазоненко от Макеевки и одним из создателей блюминга К.М. Бахваловым от Ижорского завода был подписан акт о приеме блюминга в эксплуатацию. Этот день и стал считаться официальным днем пуска первого советского блюминга. 

Выступая перед рабочими, Г.В. Гвахария сказал: «Товарищи прокатчики! Освоение первого советского блюминга окончено! С завтрашнего дня начинается социалистическое соревнование за достижение прокатной производительности – миллиона тонн заготовки в год».
 
 
Страница 2 из 33