И снова - напряжение. Часть 11
В поселке было много ремесленных мастерских: швейные, кузнечные, слесарные, токарные, сапожные, каретные и бричные, шорные, парикмахерские и т.п.; было два фотоателье: одно художественной фотографии, принадлежащее С.А. Синицыну, и фотоателье A.A. Тютюнжевой, которая имела подряд на фотографирование рабочих, поступающих на предприятия Генерального общества. В семейных архивах некоторых макеевчан и по сей день хранятся снимки, сделанные в этих фотоателье.
Была в Дмитриевске и своя живописно-вывесочная мастерская, которая приносила ее владельцу живописцу А.М. Караваеву в год 1,5-2 тысячи рублей дохода. Были мебельно-зеркальная мастерская братьев Манько, экипажное производство А.Э. Тиц, каретная мастерская Ф.М. Заболотного, где изготавливались высококлассные фаэтоны, брички, коляски. Подрядчик по земляным работам К.Е. Реутов держал 60 лошадей с упряжью.
К 1912 году в поселке насчитывалось 420 торговых предприятий разной категории. Среди них 101 бакалейный и гастрономический, 13 хлебных, 4 мучных, 18 мясных, 19 колбасных, 11 фруктовых, 13 лимонадных и квасных, 20 зеленщиков-овощников, 3 чайных-столовых, 12 мануфактурных, 21 обувной, 30 одежных, 22 галантерейных, 6 музыкальных, 8 шапочных, 3 мебельных, 6 ювелирных, 5 книжных, 10 посудных магазинов... Кроме того, множество пивных и винных лавок и погребов.
Магазин золотых и серебряных изделий принадлежал А.М. Кравченко; часовой магазин держал Кравчик; магазин дамских шляп и готового белья - та же A.A. Тютюнжева; музыкальный и велосипедный магазины имел Ф.М. Шешкович-Спор; картузную и шапочную торговлю вел A.B. Бондаренко; С.Ф. Быков торговал швейными машинками, граммофонами и велосипедами; А. Тер-Саркисов владел винно-бакалейными магазинами; многие столовые, трактиры принадлежали С.П. Кебабчиеву; Е.Т. Голубовский держал кондитерскую, кофейную и бильярдную. Много было и довольно крупных магазинов таких известных фирм, как «Наследники H.A. Лoбасова», «Братья Васильевы», «К.Ю. Пфейфер» и др.
Основными торговыми улицами поселка были 8-я линия и 9-й проспект. Здесь размещались крупные магазины и две базарные площади. «Старый базар» размещался там, где ныне находится кинотеатр «Союз» (бывший ВЛКСМ), новый базар находился на месте площади им. Ленина.
Базарная площадь Макеевки
Крупным домовладельцем в поселке был К.И. Пискунов, управляющий делами торговой фирмы «Братья Лобасовы». Один из своих домов, приобретенных у шахтовладельца Зеновича (9-й проспект, между 8-й и 9-й линиями), он отдавал в аренду под мужскую гимназию и магазин.
И снова - напряжение. Часть 10
Второе событие произошло в мае – по решению Совнаркома СССР исследовательский сектор Макеевской спасательной станции был преобразован в Макеевский государственный научно-исследовательский институт по безопасности горных работ и горному делу - МакНИИ, который в 2007 году отметил уже свое 100-летие.
Назовем еще несколько памятных дат. Макеевский горвоенкомат был создан в 1922 году. Городская пожарная команда появилась в апреле 1923 года. Располагалась она рядом с водонапорной башней на 10-й линии, на месте нынешней школы № 22. Через много лет, в 1958 году команда была преобразована в отряд военизированной пожарной охраны, а с февраля 2003 года – в Управление Министерства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС) в городе Макеевке.
Клубов в городе было уже 22, в них работали 143 кружка художественной самодеятельности. Постепенно увеличивалось и количество населения всей Макеевки – к началу первой пятилетки в ней проживало уже около 110 тысяч человек.
Узнавая о преобразованиях в городе к концу 20-х годов XX века, читатель, возможно, спросит: а разве заведений культуры, бытового обслуживания, образования, медицины и прочих в старом дореволюционном Дмитриевске не существовало? Конечно, они существовали. Кое о чем уже было рассказано в первой книге истории Макеевки. Дополним этот рассказ более обширным перечнем объектов, бывших в Макеевке в ту далекую пору, для чего нам еще раз придется на время вернуться в первое десятилетие прошлого века.
Итак, в 1910 году в Дмитриевске открыл свое отделение Санкт-Петербургский международный коммерческий банк. Он размещался в доме Плоскоголового, 35. 9 октября 1911 года было основано местное кредитно-ссудное товарищество Общества взаимного кредита. Правление и банк Общества размещались в арендуемом ими доме, выходящем на церковную площадь и принадлежащем С.В. Виноградову. Председателем Дмитриевского Общества взаимного кредита был Григорий Ильич Кривенко, а с 1914г. - мещанин города Азова Иван Александрович Петров.
В поселке находилось много мелких и средних предприятий, десятки ремесленных мастерских. Среди них несколько хлебопекарен и кондитерских (крупное кондитерское производство «Восход» принадлежало Я.С. Пискунову), два мыловаренных завода и фабрика масляных красок, алебастровый завод, принадлежавшие братьям Георгию и Николаю Лобасовым. Продукция их предприятий была высокого качества, о чем свидетельствуют четыре медали, полученные на выставках мыла и красок. Кроме того, Лобасовы держали свои магазины в Дмитриевске, Юзовке, Бахмуте, где торговали продукцией своих заводов, а также различными продуктами.
В 1907 г. Русско-Донецкое общество построило в поселке скотобойню, которая обошлась ему в 32700 рублей.По некоторым источникам, в Дмитриевске было четыре типографии. Среди них типография Кулакова, типография и писчебумажный магазин Хрущицкого, расположенные в арендуемом доме Байчурина, типография Плоскоголового. В архивных документах имеется описание типографии последнего из названных: «Типография переплетная, картонажная, футлярная, тетрадная, линовальная, альбомная, нотариальных книг, бумажных мешков и кульков». Этот дом и типография находились на участке №331 (10-я линия, на пересечении с 9-м проспектом).
|
И снова - напряжение. Часть 9
Вторая половина двадцатых годов — это не только восстановление и реконструкция шахт и заводов, добыча угля и выплавка металла. Обустраивался, даже рос и сам город. Еще в 1924 году был выработан городской Генеральный план строительства жилья и социально-бытовых объектов. В 1925-1927 годах в Макеевке появились новые жилые поселки «Советская колония» (Совколония) в 130 домов, «Новая колония» в 22 дома, был основан питомник Маккомбината, где произрастало до 130 тысяч деревьев, в том числе калифорнийский клен, американский ясень, белая акация, тополь, несколько тысяч различных плодовых деревьев, декоративные цветы.
Для сохранения водоемов было посажено 70 тысяч высокорастущих деревьев. На Совколонии были разбиты два сквера, появился и огромный парк труболитейного завода. В ту пору еще свирепствовала непобежденная медициной болезнь - туберкулез. Поэтому для борьбы с ней в Макеевке построили тубдиспансер.
Первый макеевский трамвай,
пос. Щегловка
|
Гордостью металлургов стал заводской клуб имени Томского, о котором выше уже упоминалось. В нем популярностью пользовались хоровой кружок из 60 человек, планерная секция. И клуб, который металлурги с гордостью называли театром, и парк при нем в ту пору носили имя секретаря ЦК КП(б)У Станислава Косиора. Чтобы закрепить на угольных предприятиях рабочие кадры, в шахтных поселках строились для них жилые дома и общежития. Молодежь, прибывающая на шахты из села, осваивала горняцкие профессии, пополняла ряды квалифицированных рабочих, которые, вселившись в новые дома, оставались здесь окончательно.
В 1925 году в Макеевке произошло два очень памятных события – был пущен первый в Донбассе трамвай,соединивший центральную часть Макеевки с окраинными поселками. Всего курсировало 9 вагонов, протяженность пути составила 14 километров. Открывали его с оркестром, с митингом. Первыми проехались в новых вагонах руководители города. Конечно, с появлением первого трамвая в Макеевке не исчезли традиционные многие годы извозчики.
|
На лихих одноконках, пароконках и даже на тройках бородатые ямщики еще и в тридцатые годы возили пассажиров из центра города на Ясиноватский вокзал, в Ханженково, Харцызск, Юзовку, в ближние и дальние поселки, на городские окраины. Еще немало лет грозный окрик лихачей «Поберегись!» пугал и заставлял шарахаться в сторону прохожих. Даже в 1930 году на страницах городской газеты «Макеевский рабочий» можно было прочитать в рубрике «Происшествия» информацию о том, что некий зазевавшийся гражданин «...позавчера был сбит извозчиком на площади у старого базара». Впрочем, гужевой транспорт был популярен и необходим в городе до самой Великой Отечественной войны и долго после нее.
Современный трамвай Макеевки
|
На пролетках ездили по делам руководители шахт и заводов, партийные и советские начальники, на них или просто верхом на лошади добирались иногда журналисты «Макеевского рабочего» до дальних поселков. Служебных легковых машин в распоряжении руководителей тогда еще не было. Когда первая появилась у знатного доменщика Ивана Григорьевича Коробова, мальчишки постоянно бегали за ней, как за диковинкой. Так было, хотя сегодня, когда по улицам Макеевки ежеминутно проносятся сотни всевозможных «иномарок» и от них иногда трудно перейти улицу, поверить в то, что легковушка когда-то была диковинкой, практически невозможно.
Диковинкой в том 1925 году был и появившийся трамвай. Но и большим событием, ибо добираться на работу и с нее на этом дешевом виде транспорта горожанам стало намного легче. Наверное, интересно будет знать, что первые отечественные трамваи в Российской империи были испытаны инженером-изобретателем Пироцким в Петербурге еще в 1880 году, а ходить начали там же в 1907 году, когда они уже курсировали в Киеве, Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Курске, Витебске, Севастополе, Орле, Житомире, Казани и в самой Москве. Зато в Донбассе первый трамвай появился раньше всего в Макеевке.
|
В 2025 году город мог бы отметить 100-летие этого события, если бы по ряду труднообъяснимых причин он в начале XXI века не «почил в бозе», покорно уступив право пассажироперевозок юрким маршрутным такси. Впрочем, возможно, трамвай когда-то на улицы Макеевки и вернется, как это случилось в крупнейших городах Европы - Будапеште, Лиссабоне, как возвращается он и в шведскую столицу Стокгольм.
И снова - напряжение. Часть 8
Много было публикаций о делах на заводах и шахтах Макеевки. Все привести невозможно, но и по приведенным можно увидеть и понять, каковы были основные заботы в те годы у трудовых коллективов города – возрождение предприятий, культура, отдых детей и трудящихся, ликвидация безработицы... Самые животрепещущие вопросы. И уже по ним можно понять, что жизнь налаживалась, что город получал новое дыхание и люди становились другими. Еще несколько лет до этого никакой шахтер или металлург не мог и мечтать о курортах Крыма или Кавказа, даже высказавшего мечту об этом вслух могли бы принять за сумасшедшего. А теперь происходило немыслимое. В коллективах распределяли путевки для взрослых и для их детей.
И все это в условиях чудовищного восстановительного процесса. Начинали работать шахты, уже давал продукцию металлургический завод, без существования которого была немыслима жизнь всех предприятий и города в целом. Еще с 1920 года вели ожесточенную борьбу за скорейший пуск своего предприятия труболитейщики. Вначале очищали разрушенные цеха, из-под завалов извлекали и ремонтировали уникальное оборудование. Вначале стали выпускать простейшие изделия - сковородки, утюги, различную чугунную утварь. Но уже к концу 1920 года начали потихоньку выпускать и свою основную продукцию - литые трубы.
Они были очень нужны не только городу, но и всей стране, пользовались огромным спросом. Но на устаревшем уже оборудовании этот спрос удовлетворить было практически немыслимо. Нужны были новые станки, карусельные установки. Выла составлена и планомерно осуществлялась программа технического перевооружения завода. Практически труболитейщики возродили свое предприятие из груды хлама, из руин. И не только возродили, но одновременно модернизировали его, что позволяло наращивать производство продукции.
К 1927 году на труболитейном завода были построены новые модельный и меднолитейный цеха, трубоотделочные мастерские. И если в 1920 году завод выпустил 2 тысячи тонн труб, в 1921 году - 3 тысячи, в 1924-м - 8 тысяч тонн, то уже в 1926 году их отлито было 39 тысяч тоня. Уникальное не только по Украине, а по всему Советскому Союзу предприятие стало на крепкие ноги.
Но нужны были не только трубы. Не меньше предприятия городя нуждались в коксе. К 1925 году на Старо-Макеевском коксохимзаводе было закончено строительство одной из крупнейших батарей на 56 печей, а в 1927 году начато строительство второй, еще более мощной коксовой батареи. Пущены были в эксплуатацию все цехи химическою крыла (кроме сульфатного).
К этому времени выжиг кокса в Макеевке превысил довоенный уровень. Сегодня легко об этом говорить, но чего, каких усилий и титанического напряжения стоила эта работа, невозможно представить даже мысленно. Лишь участники той героической эпопеи могли бы поведать, как это было. Но их уже унесло безжалостное время...
Техническое оснащение шахты к началу 20-х годов
С прежним огромным напряжением, буквально совершая трудовые подвиги, работали и шахтеры города. Не хватало не только мало-мальски сложного оборудования, но и простейшего инструмента, запасных частей. Добро еще, что сохранился в какой-то степени станочный парк механических мастерских «Униона», созданный еще Иловайским. Причем станки были достаточно современными. Они и помогали в первые годы восстановительных работ в сложных, нередко аварийных ситуациях не только возрождать угольные предприятия, но и хоть как-то улучшать условия труда горняков.
Читатель, конечно, обратил внимание на то, что, повествуя о двадцатых годах, мы то и дело переходим от рассказа о делах металлургов к рассказу о горилках, коксохимиках, труболитейщиках, к вопросам культуры, отдыха, образования и т.д. Делается это специально, ибо вся эпопея восстановления, возрождения предприятий, воспитания кадров и другие пронесем того времени происходили одновременно и были одинаково важны и необходимы.
Работы шли широким фронтом на всех направлениях, поэтому и рассказывать о том периоде необходимо панорамно, чтобы читатель мог мысленно увидеть всю эту грандиозную, масштабную эпопею борьбы за жизнь предприятий, отраслей, города в целом. Поэтому и в дальнейшем это повествование будет то и дело затрагивать свершения, победы, трудности то горняков, то металлургов, то представителей других отраслей.
|