"Макеевка История города (1917-1941) Книга 2"

История Макеевки часть 2  

Авторы: Николай Хапланов, Елизавета Хапланова

В книге повествуется о периоде в истории Макеевки, охватывающем время с начала Гражданской войны 1917 года  и до начала Великой Отечественной войны.
Примечание:
в настоящее время ведется работа по наполнению сайта материалами из книги. Информация периодически обновляется.

Содержание

 



И снова - напряжение. Часть 12

Было в поселке и три гостиницы. Еще в 1900 г. австрийскоподанная Казпиник С.И. открыла в Дмитриевске гостиницу и пивное заведение. Гостиницу с номерами, вин­ным подвалом и трактиром держал С.П. Кебабчиев. Это было довольно внушительное двухэтажное здание с лепны­ми украшением, шпилем и вывеской на французском и русском языках - «Готель «Эрмитаж». Гостиницу «Европей­ская» с первоклассными номерами и рестораном держал в поселке Панченко. Был в поселке и постоялый двор на 15-й линии, там, где ныне городская библиотека им. Горького.

Кстати, Сергеев-Ценский в повести «Наклонная Еле­на», где Макеевка названа Голопеевкой, вспоминает и од­ного из торговых дельцов города, изменив в его фамилии лишь одну букву: «какой-то Кубабчиев устроил в Голопеевке гостиницу», а далее пишет: «При этом отеле имеет­ся роскошная ванная комната».

Было в поселке в те времена три больницы: рудничная, основанная врачом Г. Е. Горбачевым, о чем уже писалось в первом томе этой книги, заводская больница (ныне это во­долечебница), земская больница.

Начальное образование в Дмитриевске было бесплат­ным. Первая школа была открыта в 1881 году в слободе Макеевка. В самом Дмитриевске имелись две начальные школы: рудничная на 900 учащихся (на этом месте сейчас детская спортивная школа) и двухклассное церковнопри­ходское училище на месте, где теперь городское бюро по трудоустройству.

Были и две частные гимназии. Женская семиклассная была учреждена в 1908 году Элеонорой Ричардовной Браж­никовой. Немного позже потомственным дворянином, учителем Александром Николаевичем Муромцевым была от­крыта и мужская. Она находилась в том самом арендуе­мым у Пискунова доме, где сейчас строительный техникум.

Мужская и женская гимназии

Самым значительным культурно-просветительным уч­реждением поселка было Общество Дмитриевского Народ­ного дома, где ставились спектакли и проводились танцевальные вечера. Общество арендовало для этих целей вто­рые этажи двух домов Зеновича в зданиях нынешнего город­ского музея и нотариальной конторы. Библиотека Народно­го дома находилась в гостинице «Эрмитаж».

Служащие близлежащих предприятий организовали в поселке собственный духовой оркестр и клуб спортивного характера со своей футбольной командой.

 

И снова - напряжение. Часть 11

В поселке было много ремесленных мастерских: швей­ные, кузнечные, слесарные, токарные, сапожные, карет­ные и бричные, шорные, парикмахерские и т.п.; было два фотоателье: одно художественной фотографии, принадле­жащее С.А. Синицыну, и фотоателье A.A. Тютюнжевой, которая имела подряд на фотографирование рабочих, по­ступающих на предприятия Генерального общества. В се­мейных архивах некоторых макеевчан и по сей день хра­нятся снимки, сделанные в этих фотоателье.

Была в Дмитриевске и своя живописно-вывесочная мастерская, которая приносила ее владельцу живописцу А.М. Караваеву в год 1,5-2 тысячи рублей дохода. Были мебельно-зеркальная мастерская братьев Манько, экипаж­ное производство А.Э. Тиц, каретная мастерская Ф.М. За­болотного, где изготавливались высококлассные фаэтоны, брички, коляски. Подрядчик по земляным работам К.Е. Реутов держал 60 лошадей с упряжью.

К 1912 году в поселке насчитывалось 420 торговых пред­приятий разной категории. Среди них 101 бакалейный и гастрономический, 13 хлебных, 4 мучных, 18 мясных, 19 колбасных, 11 фруктовых, 13 лимонадных и квасных, 20 зеленщиков-овощников, 3 чайных-столовых, 12 мануфактурных, 21 обувной, 30 одежных, 22 галантерейных, 6 музыкальных, 8 шапочных, 3 мебельных, 6 ювелирных, 5 книжных, 10 посудных магазинов... Кроме того, множе­ство пивных и винных лавок и погребов.

Магазин золотых и серебряных изделий принадлежал А.М. Кравченко; часо­вой магазин держал Кравчик; магазин дамских шляп и го­тового белья - та же A.A. Тютюнжева; музыкальный и вело­сипедный магазины имел Ф.М. Шешкович-Спор; картузную и шапочную торговлю вел A.B. Бондаренко; С.Ф. Быков тор­говал швейными машинками, граммофонами и велосипе­дами; А. Тер-Саркисов владел винно-бакалейными магази­нами; многие столовые, трактиры принадлежали С.П. Кебабчиеву; Е.Т. Голубовский держал кондитерскую, кофей­ную и бильярдную. Много было и довольно крупных мага­зинов таких известных фирм, как «Наследники H.A. Лoбасова», «Братья Васильевы», «К.Ю. Пфейфер» и др.

Основными торговыми улицами поселка были 8-я ли­ния и 9-й проспект. Здесь размещались крупные магазины и две базарные площади. «Старый базар» размещался там, где ныне находится кинотеатр «Союз» (бывший ВЛКСМ), новый базар находился на месте площади им. Ленина.

Базарная площадь Макеевки

Крупным домовладельцем в поселке был К.И. Писку­нов, управляющий делами торговой фирмы «Братья Лобасовы». Один из своих домов, приобретенных у шахтовла­дельца Зеновича (9-й проспект, между 8-й и 9-й линиями), он отдавал в аренду под мужскую гимназию и магазин.

 

И снова - напряжение. Часть 10

Второе событие произошло в мае – по решению Совнар­кома СССР исследовательский сектор Макеевской спаса­тельной станции был преобразован в Макеевский государ­ственный научно-исследовательский институт по безопас­ности горных работ и горному делу - МакНИИ, который в 2007 году отметил уже свое 100-летие.

Назовем еще несколько памятных дат. Макеевский гор­военкомат был создан в 1922 году. Городская пожарная команда появилась в апреле 1923 года. Располагалась она рядом с водонапорной башней на 10-й линии, на месте ны­нешней школы № 22. Через много лет, в 1958 году коман­да была преобразована в отряд военизированной пожарной охраны, а с февраля 2003 года – в Управление Министер­ства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС) в городе Макеевке.

Клубов в городе было уже 22, в них работали 143 круж­ка художественной самодеятельности. Постепенно увеличивалось и количество населения всей Макеевки – к началу первой пятилетки в ней прожи­вало уже около 110 тысяч человек.

Узнавая о преобразованиях в городе к концу 20-х го­дов XX века, читатель, возможно, спросит: а разве заведе­ний культуры, бытового обслуживания, образования, ме­дицины и прочих в старом дореволюционном Дмитриевске не существовало? Конечно, они существовали. Кое о чем уже было рассказано в первой книге истории Макеевки. Дополним этот рассказ более обширным перечнем объек­тов, бывших в Макеевке в ту далекую пору, для чего нам еще раз придется на время вернуться в первое десятилетие прошлого века.

Итак, в 1910 году в Дмитриевске открыл свое отделе­ние Санкт-Петербургский международный коммерческий банк. Он размещался в доме Плоскоголового, 35. 9 октября 1911 года было основано местное кредитно-ссудное товари­щество Общества взаимного кредита. Правление и банк Общества размещались в арендуемом ими доме, выходящем на церковную площадь и принадлежащем С.В. Виногра­дову. Председателем Дмитриевского Общества взаимного кредита был Григорий Ильич Кривенко, а с 1914г. - меща­нин города Азова Иван Александрович Петров.

В поселке находилось много мелких и средних пред­приятий, десятки ремесленных мастерских. Среди них несколько хлебопекарен и кондитерских (крупное конди­терское производство «Восход» принадлежало Я.С. Писку­нову), два мыловаренных завода и фабрика масляных кра­сок, алебастровый завод, принадлежавшие братьям Геор­гию и Николаю Лобасовым. Продукция их предприятий была высокого качества, о чем свидетельствуют четыре медали, полученные на выставках мыла и красок. Кроме того, Лобасовы держали свои магазины в Дмитриевске, Юзовке, Бахмуте, где торговали продукцией своих заво­дов, а также различными продуктами.

В 1907 г. Русско-Донецкое общество построило в по­селке скотобойню, которая обошлась ему в 32700 рублей.По некоторым источникам, в Дмитриевске было четы­ре типографии. Среди них типография Кулакова, типогра­фия и писчебумажный магазин Хрущицкого, расположен­ные в арендуемом доме Байчурина, типография Плоского­лового. В архивных документах имеется описание типо­графии последнего из названных: «Типография переплет­ная, картонажная, футлярная, тетрадная, линовальная, альбомная, нотариальных книг, бумажных мешков и куль­ков». Этот дом и типография находились на участке №331 (10-я линия, на пересечении с 9-м проспектом).

 

И снова - напряжение. Часть 9

Вторая половина двадцатых годов — это не только вос­становление и реконструкция шахт и заводов, добыча угля и выплавка металла. Обустраивался, даже рос и сам город. Еще в 1924 году был выработан городской Генеральный план строительства жилья и социально-бытовых объектов. В 1925-1927 годах в Макеевке появились новые жилые по­селки «Советская колония» (Совколония) в 130 домов, «Но­вая колония» в 22 дома, был основан питомник Маккомбината, где произрастало до 130 тысяч деревьев, в том чис­ле калифорнийский клен, американский ясень, белая ака­ция, тополь, несколько тысяч различных плодовых дере­вьев, декоративные цветы.

Для сохранения водоемов было посажено 70 тысяч высокорастущих деревьев. На Совколонии были разбиты два сквера, появился и огромный парк труболитейного завода. В ту пору еще свирепствовала не­побежденная медициной болезнь - туберкулез. Поэтому для борьбы с ней в Макеевке построили тубдиспансер.

 

Первый макеевский трамвай,

пос. Щегловка

 

Гордостью металлургов стал заводской клуб имени Томского, о котором выше уже упоминалось. В нем попу­лярностью пользовались хоровой кружок из 60 человек, планерная секция. И клуб, который металлурги с гордо­стью называли театром, и парк при нем в ту пору носили имя секретаря ЦК КП(б)У Станислава Косиора. Чтобы за­крепить на угольных предприятиях рабочие кадры, в шахт­ных поселках строились для них жилые дома и общежи­тия. Молодежь, прибывающая на шахты из села, осваива­ла горняцкие профессии, пополняла ряды квалифициро­ванных рабочих, которые, вселившись в новые дома, оста­вались здесь окончательно.

В 1925 году в Макеевке произошло два очень памят­ных события – был пущен первый в Донбассе трамвай,соединивший центральную часть Макеевки с окраинными поселками. Всего курсировало 9 вагонов, протяженность пути составила 14 километров. Открывали его с оркестром, с митингом. Первыми проехались в новых вагонах руко­водители города. Конечно, с появлением первого трамвая в Макеевке не исчезли традиционные многие годы извоз­чики.

На лихих одноконках, пароконках и даже на трой­ках бородатые ямщики еще и в тридцатые годы возили пассажиров из центра города на Ясиноватский вокзал, в Ханженково, Харцызск, Юзовку, в ближние и дальние поселки, на городские окраины. Еще немало лет грозный окрик лихачей «Поберегись!» пугал и заставлял шарахать­ся в сторону прохожих. Даже в 1930 году на страницах го­родской газеты «Макеевский рабочий» можно было про­читать в рубрике «Происшествия» информацию о том, что некий зазевавшийся гражданин «...позавчера был сбит из­возчиком на площади у старого базара». Впрочем, гуже­вой транспорт был популярен и необходим в городе до са­мой Великой Отечественной войны и долго после нее.

 

Современный трамвай Макеевки

 

На пролетках ездили по делам руководители шахт и заводов, партийные и советские начальники, на них или просто вер­хом на лошади добирались иногда журналисты «Макеев­ского рабочего» до дальних поселков. Служебных легко­вых машин в распоряжении руководителей тогда еще не было. Когда первая появилась у знатного доменщика Ива­на Григорьевича Коробова, мальчишки постоянно бегали за ней, как за диковинкой. Так было, хотя сегодня, когда по улицам Макеевки ежеминутно проносятся сотни всевоз­можных «иномарок» и от них иногда трудно перейти ули­цу, поверить в то, что легковушка когда-то была диковин­кой, практически невозможно.

Диковинкой в том 1925 году был и появившийся трам­вай. Но и большим событием, ибо добираться на работу и с нее на этом дешевом виде транспорта горожанам стало на­много легче. Наверное, интересно будет знать, что первые отечественные трамваи в Российской империи были испы­таны инженером-изобретателем Пироцким в Петербурге еще в 1880 году, а ходить начали там же в 1907 году, когда они уже курсирова­ли в Киеве, Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Курске, Витебске, Севасто­поле, Орле, Жито­мире, Казани и в са­мой Москве. Зато в Донбассе первый трамвай появился раньше всего в Ма­кеевке.

В 2025 году город мог бы отме­тить 100-летие этого события, если бы по ряду труднообъяс­нимых причин он в начале XXI века не «почил в бозе», по­корно уступив право пассажироперевозок юрким марш­рутным такси. Впро­чем, возможно, трам­вай когда-то на ули­цы Макеевки и вер­нется, как это случилось в крупнейших городах Европы - Будапеште, Лиссабоне, как возвращается он и в шведскую столицу Стокгольм.

 

И снова - напряжение. Часть 8

Много было публикаций о делах на заводах и шахтах Макеевки. Все привести невозможно, но и по приведенным можно увидеть и понять, каковы были основные заботы в те годы у трудовых коллективов города возрождение пред­приятий, культура, отдых детей и трудящихся, ликвида­ция безработицы... Самые животрепещущие вопросы. И уже по ним можно понять, что жизнь налаживалась, что город получал новое дыхание и люди становились другими. Еще несколько лет до этого никакой шахтер или металлург не мог и мечтать о курортах Крыма или Кавказа, даже выска­завшего мечту об этом вслух могли бы принять за сумасшедшего. А теперь происходило немыслимое. В коллективах распределяли путевки для взрослых и для их детей.

И все это в условиях чудовищного восстановительного процесса. Начинали работать шахты, уже давал продук­цию металлургический завод, без существования которо­го была немыслима жизнь всех предприятий и города в целом. Еще с 1920 года вели ожесточенную борьбу за ско­рейший пуск своего предприятия труболитейщики. Вначале очищали разрушенные цеха, из-под завалов извлека­ли и ремонтировали уникальное оборудование. Вначале стали выпускать простейшие изделия - сковородки, утю­ги, различную чугунную утварь. Но уже к концу 1920 года начали потихоньку выпускать и свою основную продукцию - литые трубы.

Они были очень нужны не только го­роду, но и всей стране, пользовались огромным спросом. Но на устаревшем уже оборудовании этот спрос удовлетво­рить было практически немыслимо. Нужны были новые станки, карусельные установки. Выла составлена и пла­номерно осуществлялась программа технического перево­оружения завода. Практически труболитейщики возродили свое предприятие из груды хлама, из руин. И не только возродили, но одновременно модернизировали его, что по­зволяло наращивать производство продукции.

К 1927 году на труболитейном завода были построены новые модель­ный и меднолитейный цеха, трубоотделочные мастерские. И если в 1920 году завод выпустил 2 тысячи тонн труб, в 1921 году - 3 тысячи, в 1924-м - 8 тысяч тонн, то уже в 1926 году их отлито было 39 тысяч тоня. Уникальное не только по Украине, а по всему Советскому Союзу предпри­ятие стало на крепкие ноги.

Но нужны были не только трубы. Не меньше предпри­ятия городя нуждались в коксе. К 1925 году на Старо-Макеевском коксохимзаводе было закончено строительство одной из крупнейших батарей на 56 печей, а в 1927 году начато строительство второй, еще более мощной коксовой батареи. Пущены были в эксплуатацию все цехи химичес­кою крыла (кроме сульфатного).

К этому времени выжиг кокса в Макеевке превысил довоенный уровень. Сегодня легко об этом говорить, но чего, каких усилий и титанического напряжения стоила эта работа, невозможно представить даже мысленно. Лишь участники той героической эпопеи могли бы поведать, как это было. Но их уже унесло безжалостное время...

Техническое оснащение шахты к началу 20-х годов

С прежним огромным напряжением, буквально совер­шая трудовые подвиги, работали и шахтеры города. Не хватало не только мало-мальски сложного оборудования, но и простейшего инструмента, запасных частей. Добро еще, что сохранился в какой-то степени станочный парк механических мастерских «Униона», созданный еще Иловайским. Причем станки были достаточно современными. Они и помогали в первые годы восстановительных работ в сложных, нередко аварийных ситуациях не только возрождать угольные предприятия, но и хоть как-то улучшать условия труда горняков.

Читатель, ко­нечно, обратил внимание на то, что, повествуя о двадцатых годах, мы то и дело пере­ходим от рассказа о делах металлур­гов к рассказу о горилках, коксо­химиках, трубо­литейщиках, к вопросам культуры, отдыха, обра­зования и т.д. Де­лается это специально, ибо вся эпопея восстановления, воз­рождения предприятий, воспитания кадров и другие пронес­ем того времени происходили одновременно и были одина­ково важны и необходимы.

Работы шли широким фронтом на всех направлениях, поэтому и рассказывать о том пери­оде необходимо панорамно, чтобы читатель мог мысленно увидеть всю эту грандиозную, масштабную эпопею борьбы за жизнь предприятий, отраслей, города в целом. Поэтому и в дальнейшем это повествование будет то и дело затраги­вать свершения, победы, трудности то горняков, то метал­лургов, то представителей других отраслей.

 
Страница 10 из 33