"Макеевка История города (1917-1941) Книга 2"

История Макеевки часть 2  

Авторы: Николай Хапланов, Елизавета Хапланова

В книге повествуется о периоде в истории Макеевки, охватывающем время с начала Гражданской войны 1917 года  и до начала Великой Отечественной войны.
Примечание:
в настоящее время ведется работа по наполнению сайта материалами из книги. Информация периодически обновляется.

Содержание

 



Баллада о блюминге. Часть 5

Не обходилось в этих условиях и без дерзких, решительных планов и поступков. Так, например, выяснилось, что для станины блюминга необходимо отлить 110 тонн металла. Столько еще никогда не отливали. Сразу столько стали печь не дает, а в 2-3 приема монолит не получится - могут быть трещины. Сталь мощных кранов тоже не имеется. А самый крупный ковш в фасонно-литейном цехе вмещает лишь 50 тонн стали.

И тут возникла смелая мысль: отлить станины блюминга, используя сразу два ковша. Было, конечно, много сомнений, но решающим стало мнение старого мастера-формовщика, ветерана труда И.А.Румянцева. Он настоял на том, что хотя дело и рискованное, но другого выхода нет.

В результате — победа! Свершилось, казалось бы, невозможное.

Присутствовавший при отливке Алексей Толстой записал в блокноте: «Это было зрелище почти фантастическое. Напряженность и дружность работы, рев мартеновских печей, сигнальные звонки, тревога ожидания, проносящиеся под крышей мостовые краны, потоки ослепительной стали, буран искр, рабочие, бросающиеся в самую, казалось, кипящую сталь... Это было овладение стихией, торжество человечества».

Было место в те значительные дни и для героических поступков. Не зря писатель так восторженно написал о действиях рабочих. По сути, вся эта стройка была героической, ведь Ижорскому заводу в 1930 году было уже 200 лет. Можно себе представить, в каком состоянии находилось оборудование завода. А к этому надо прибавить еще и тот факт, что дело было незнакомым, и ижорцам приходилось на ходу осваивать новые грани своей профессии!

Но хочется сказать о героизме не только профессиональном, но и героизме человеческом, ярким примером которому послужил как раз поступок старого мастера И.А. Румянцева. Вот как описывает одно из событий О.А. Поздняков в своей книге «Ижорцы»:

«При отливке второй станины едва не произошло несчастье. Огненный металл хлынул на землю.

Румянцев бросился к ковшу. Никто не успел крикнуть, остановить его. Все окаменели, глядя на единоборство человека с расплавленным металлом. Один неосторожный шаг - и от старого мастера останется только пепел! Движения Румянцева легки и верны, как у юноши. Большой опыт, природная смекалка и чувство ответственности - всё помогало ему и руководило им в эти минуты.

Утечка металла была прекращена. К Румянцеву подбегают люди. В дымящейся, готовой каждое мгновение вспыхнуть одежде его отводят в сторону, обливают водой. Утерев лицо, старый мастер становится на свое место. Отливка второй станины прошла успешно.

После смены к Румянцеву подошел секретарь парткома Николай Павлович Павлов:

Ох, дед ты, дед! Как же ты в пекло полез? Разве можно так рисковать? Что тебе, жизнь надоела?

Я хоть и стар, - улыбнулся Иван Арсентьевич, - но жизнью дорожу не меньше тебя. Только ведь я знаю, что делаю.

Так-то оно так, но всё-таки рисковал ты здорово.

Что, выговор хочешь влепить? Давай. Только за меня весь завод вступится.

Не знаю, что с тобою, горячая душа, и делать, - рассмеялся секретарь - Ладно, подумаем.

В скором времени партийный и профсоюзный комитеты обратились к правительству с ходатайством о награждении в числе других ижорцев мастера Румянцева орденом Трудового Красного Знамени».

Так работали и отдавали себя любимому делу люди Ленинграда.

Такая же борьба за дело шла и на Макеевском заводе...

 

Баллада о блюминге. Часть 4

И запестрели страницы газет и журналов призывами и лозунгами, главным из которых стал: «Даешь советский блюминг!» Образец блюминга - махину длиной в 74 метра - можно было увидеть и на огромных плакатах, и на маленьких спичечных этикетках. Строительство стана было объявлено «ударной комсомольской стройкой». И хотя дело было новое, люди стремились на завод, специалисты высоких разрядов просили взять их простыми рабочими, только бы внести свою лепту. Это была стройка всей страны, всего рабочего класса.

А принять блюминг должен был Макеевский металлургический завод...

В Ленинграде на Ижорском заводе подетально создают блюминг, а Макеевский завод в это время превратился в огромную строительную площадку. В Ленинграде преодолевается множество преград. Столько же трудностей преодолевается на заводе Макеевки. Вся страна — через газеты и радио - напряженно следит за стройкой первого советского блюминга...

Ижорцам оказывал большую помощь и поддержку С.М.Киров. Он часто бывал на заводе, интересовался ходом изготовления блюминга. Под его руководством на заводе широко развернулось социалистическое соревнование за скорейшую постройку еще трех блюмингов для крупнейших металлургических заводов страны. Ведь когда еще шла работа над первым блюмингом, ижорцы решительно приступили к строительству второго, который был готов уже 25 сентября 1931 года. По этому поводу С.М.Киров сказал: «Если первый блюминг был блестящей пробой сил, то второй - это уже прочная основа советского блюмингостроения».

Каждый день на Ижорском заводе выявлялись новые передовики: П.П.Кошелев, руководивший сборкой блюминга, И.А.Румянцев, К.М.Бахвалов, К.Н.Евсеев, И.А.Соколов, братья Носковы, Степанов, Поярков, Ефимов, Салако, Калинин, Мартьянов, Васильев, Глушков... И это далеко не все громыхавшие в то время на стройке имена! Историк Ижорского завода С.Завьялов в своей статье писал: «Люди делали блюминг, а блюминг делал людей. Они, эти люди, теперь уже не те, что были девять месяцев назад, когда завод получил свой исторический заказ. Совсем не те!» Эти слова можно объяснить очень просто. Изготовляя блюминг, люди на деле почувствовали нехватку специальных знаний. Не зря на сборке блюминга стал работать технический кружок. Люди потянулись к знаниям, по-новому видели свою работу. И чеканили себя, добиваясь нужного для дела профессионального совершенства. Вот бы и нашим современникам не забывать про это качество - взращивать себя профессионально не ради собственного блага, а ради дела, ради будущего своей страны!

Чтобы сдать блюминг в назначенный срок, работники механического цеха №2 - основного цеха по сборке блюминга - добровольно перешли на двухсменную работу. В цехе стала выходить многотиражная газета «Блюминг». Все мысли, все чаяния, все расчеты были направлены лишь на решение вопроса о возможности ускорить работу. Люди по нескольку суток не покидали завод, невзирая на усталость, здоровье, возраст. На заводе развернулось социалистическое соревнование между цехами, бригадами, рабочими...

На заводе «Электросила» за 105 дней был изготовлен электрический привод для блюминга. Ижорцам помогали и другие заводы Ленинграда: «Большевик», «Красный путиловец», Балтийский, им. Ленина, «Русский дизель», и др. Они выполняли ту работу, которую Ижорский завод своими силами выполнить не мог. Все считали за честь принять участие в таком важном задании партии. На Ижорский завод привлекались лучшие рабочие, возвращались старые мастера, весь коллектив завода работал с огромной самоотдачей.

 

 

Баллада о блюминге. Часть 3

Он выходец из благополучной интеллигентной семьи. Стал блестящим ученым и педагогом, его интересы не выходили за рамки научных исследований. Тем не менее, этот талантливый человек, изобревший известный «котел Рамзина», получивший ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, удостоенный Сталинской премии 1-й степени, получивший степень доктора технических наук без защиты диссертации, стал в 20-е годы жертвой существовавшего политического режима, который сломил его и сделал предателем...

Л.К. Рамзан

Во второй половине 20-х годов XX в. проводится серия политических процессов, направленных против технической интеллигенции. Власти не нравилось их слишком обособленное существование. К тому же, именно на «белые воротнички» можно было сбросить всю вину за ошибки в стратегии промышленного развития. Главной задачей пролетарской законности стала разработка судебных сценариев, в которых «подсадные утки» чистосердечно признавались в содеянном, бичуя и себя, и своих товарищей. Такой подсадной уткой стал и Л.К.Рамзин по делу Промпартин.

Не ясно, понимал ли он, что безвозвратно уродует жизни многих людей, в том числе и свою собственную... «Благодаря» его показаниям были осуждены многие ученые, которых на долгие годы поглотили лагеря и уже до конца их дней. Сам же Рамзин через определенное время вышел на свободу. Но несмотря ни на какие дальнейшие заслуга и почет у власти, в своем ученом кругу он более признан не был...

Итак, четверо профессоров, причастных каким-то образом к делу Л.К. Рамзина, подтвердили свое слово служить Советской власти и взяться за производство блюминга.

Первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) Сергею Мироновичу Кирову было поручено выбрать наиболее подходящее предприятие для производства блюминга. И выбор пал на Ижорский машиностроительный завод, расположенный в Колпино, под Ленинградом. Изготовление мотора и электрооборудования поручили заводу «Электросила».

Строители и сборщики блюминга. Слева направо: слесарь-сборщик И.М. Колодин, 

мастер И.А. Фрумкин. бригадир К.М. Бахвалов, сборщик Н.М. Николаев, 

конструктор А.Н. Баранов

Когда С.М. Киров собрал на заводе митинг и сообщил о предстоящей работе, новость была встречена на «ура». Хотя и была у заводчан определенная неуверенность в реальности выполнения такой ответственной миссии, но, просчитав свои силы и возможности, ижорцы все же сказали твердое «Сделаем!»

 

Баллада о блюминге. Часть 2

Затем были попытки приобрести в Германии проектную документацию, а построить блюминг самостоятельно. Но и здесь была запрошена совершенно нереальная сумма.

Видимо, иностранцы рассчитывали на то, что нашей стране блюминги нужны как воздух, а своими силами страна Советов произвести их не сможет. Многие иностранные авторитеты пытались доказать невозможность выполнения такой грандиозной по своим масштабам работы советскими рабочими и инженерами.

Но советская страна не сдавалась. Наше правительство выбрало иной путь - совершить трудовой подвиг и построить блюминг собственными силами - от первого чернового наброска до первого прокатанного слитка. Это был настоящий «экзамен на техническую зрелость», как говорилось в то время, «заказ революции». Мало того, планка была сразу поднята довольно высокая, смелая: за 2-2,5 года установить на заводах страны 12-16 блюмингов и соответствующее прокатное оборудование. В то время как в капиталистических странах на один блюминг затрачивалось 11-12 месяцев. Такой настрой задал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, выступая на XVI съезде ВКП (б). «Нечего рассчитывать, что все это будет ввезено из-за границы. Промышленность должна взять на себя изготовление блюмингов на наших заводах», - заявил Серго.

Для проектирования первого советского блюминга было создано «Особое конструкторское бюро»,  которое возглавили ведущие отечественные специалисты. Среди них В.А.Тиле, К.Ф.Неймаер, А.Г.Зиле, Н.Л. Мануйлов, которые стали техническими творцами в этом деле.

Создатели блюминга. С лева направо: В.А.Тнле, К.Ф. Нежмаер, Н.Л.Манунлов, А.Г. Зиле 

Не помешает здесь сделать лирическое отступление, чтобы отметить, что судьба советского ученого того времени очень непроста. Для того чтобы прийти к такому выводу, достаточно прочитать речь Орджоникидзе в газете «Правда» за 23 мая 1931 года: «... Эти инженеры, как и многие другие из старого инженерства, года два назад дали себя завлечь Рамзиным и очутились в рядах врагов Советской власти, в рядах агентов империалистических интервентов.

За это они были арестованы ОГПУ. Они признали свою вину и изъявили готовность всем своим знанием пойти на службу Советской власти...». Ни в одном источнике не дано четкой информации, в чем были обвинены конкретно эти четыре человека, но некоторые выводы можно сделать, узнав о судьбе вышеупомянутого выдающегося ученого - теплоэнергетика Л.К.Рамзина.

Он выходец из благополучной интеллигентной семьи. Стал блестящим ученым и педагогом, его интересы не выходили за рамки научных исследований. Тем не менее, этот талантливый человек, изобревший известный «котел Рамзина», получивший ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, удостоенный Сталинской премии 1-й степени, получивший степень доктора технических наук без защиты диссертации, стал в 20-е годы жертвой существовавшего политического режима, который сломил его и сделал предателем...

 

Баллада о блюминге

 Да, именно баллада... Эго заглавие - последняя фраза, написанная а этой книге рукой главного её автора - Почётного гражданина города Макеевки Хапланова Николая Вениаминовича. И такое название он дал не случайно. Если руководствоваться объяснением из толкового словаря Владимира Даля, то баллада - это лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Возможно, автор Халланов Н.В. действительно планировал стихотворное отступление, а может быть, те события, которые будут описаны далее, и те люди, о которых пойдёт речь, настолько восхитили его высочайшей патриотичностью, преданностью своему делу, стране, родному городу, что об ином названии не могло быть и речи.

Итак, строительство первого советского блюминга.

Сколько имён, сколько судеб соединились воедино благодаря этой легендарной стройке! Не перечесть тех отважных, решительных людей, которые сегодня должны служить примером для молодёжи, для будущих поколений...

1931 год... Первая пятилетка, задача которой превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную, идет полным ходом. Основная цель поставлена - в кратчайшие сроки догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. Для этого применялись любые возможные средства. Началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле-, авиастроения. Акцент делался на развитие тяжелой индустрии, а в первую очередь необходимо было «поставить на рельсы» металлургию страны. «Стране нужен металл!» - эта фраза стала в то время риторической. Но чтобы получать его в нужном для страны количестве, наши заводы должны превратиться из мелких, с устаревшим оборудованном в современные мощные предприятия. Как это сделать? Тут-то и появилась идея создания около двух десятков блюмингов, которые наши отечественные предприятия никогда ранее не производили, а увидеть их можно было разве что на картинках в иностранных журналах.

Нельзя не отметить, что иностранные специалисты практически не допускали возможности развития советской промышленности без своего непосредственного участия. Но они ошибались... И лучшим примером для доказательства тому послужил именно Макеевский завод.

Еще в 1929 году наше правительство приняло решение заказать в США несколько готовых блюмингов. Но американцы, хорошо знающие о тяжелом положении промышленности в СССР, заломили непомерную цену: за один блюминг 17 миллионов долларов. За такую сумму фирма «Места» обещала изготовить стан за 1 год. Мало того, был предложен ряд невыгодных условий, вплоть до того, что все строительные материалы должны быть закуплены в США. Конечно, блюминг стоил гораздо дешевле запрашиваемой суммы, а везти к нам из-за границы стройматериалы - даже кирпич и цемент - было выгодно только для самой Америки, в которой в тот момент наблюдался страшный экономический кризис.

 
Страница 5 из 33