В результате многовековой борьбы с половцами верх всё же взяли русичи, и в XIII веке Дикое (Половецкое) Поле, по сути, уже исторически являлось частью Киевской Руси.
А в бескрайних просторах Дикого Поля, которое до сих пор называют еще и Половецким, остались на века таинственные каменные фигуры, называемые в народе каменными бабами. И странное дело. Изучаем мы историю стран и народов, даже самых далёких и экзотичных, интересно нам, но и только. Ну строили египетские фараоны свои загадочные пирамиды, ну ходили рыцари в крестовые походы, ну затерялась где-то в джунглях Южной Америки таинственная страна ацтеков… Это интересно, но вздрогнуть от этих сведений сердца наши не могут.
Но вот проезжаем мы мимо застывших в степи каменных идолов и задумываемся: что это? 0ткуда? Не нам ли оставлен некий неразгаданный доселе символ? Какая-то генная память начинает говорить в нас, рисовать перед мысленным взором картины, где носятся всадники по этим степям на своих быстроногих гривастых конях, где звенят мечи и ломаются копья, ударяясь об ордынские шиты, где стонут угоняемые в полон русокосые красавицы.
Так много легенд и суждений об этих степных каменных изваяниях, которых еще недавно немало было в Донецкой степи. Кто их расставил? Что они означают? И большие и малые, они всегда в чем-то схожи между собой. Руки сложены на животе, на головах остроконечный головной убор. Может, это дорожные указатели? Но не проще ли было поставить что-то вроде верстовых столбов, подобие тем, что ставили в XVIII-XIX веках?
А может, их ставили на месте захоронения вождей и знатных военачальников? Но не под всеми курганами, украшенными такими «бабами», археолога находят человеческие останки. К тому же, не только на курганах, но и на ровном поле дремали веками половецкие каменные бабы. Впрочем, «бабы» ли? Ведь это мы их так для удобства обозвали.
Или это загадочный языческий ритуал? Ответов пока нет. Может, кто-то когда-то найдет сенсационную разгадку этих фигур, высеченных из камня. Но может и не успеть. Ибо, простояв века и века неподвижно в Диком Поле, подверглись необдуманному насилию они в нашу цивилизованную, казалось бы, эпоху. Ведь навряд ли увидишь эти идолы сегодня на их первоначальных местах. Одним украсили входы в чьи-то дворы, другие тракторами столкнули в овраги, дабы не мешала сплошной пахоте.
Добро еще, что дотошные энтузиасты успели кое-какие из них свезти во дворы исторических музеев. Несколько таких половецких «баб» стоят и на территории Макеевского краеведческого музея. И каждый житель города или его гость может пройти туда, постоять, задуматься, мысленно заглянуть в давно минувшие времена.
Остались и другие археологические памятники об этом воинственном и не очень изученном племени – половцах. Есть они и на макеевской земле.
Недалеко от поселка Мая археологи обнаружил разрушенное еще в древности половецкое святилище и нашли прекрасно сохранившееся изваяние половецкого воина в ритуальной позе, со сложенными на животе руками, с гордым лицом, закрытыми глазами и свисающими вниз усами. На голове воина был надет шлем, из-под которого на спину спускаются три длинные косы. Такой была прическа половецких мужчин. На теле воина панцирь с круглыми бляхами.
1 2 (3) 4 5 следующая страница
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"