- 2 -
Конечно, пользу селу посланцы городов принесли огромную и неоценимую. Но нельзя умолчать и о негативных, даже трагических последствиях этой их деятельности. В селах, где началась коллективизация, они приняли прямое участие в преследовании наиболее зажиточных и трудолюбивых крестьян, опираясь на призыв партии «уничтожить кулачество как класс».
Раскулачивали, отбирая землю, домашний скот, жилье, все постройки, сельхозинвентарь, вплоть до одежды и обуви не только так называемых «мироедов», но и всех, кто не хотел вступать в колхозы, выступал против их создания. Попадали под этот пресс раскулачивания нередко и середняки, и даже бедняки, вызвавшие недовольство тех, кому была в селе доверена власть. Семьи раскулаченных – раздетые, разутые, без средств пропитания – ссылались в далекие районы страны, в основном в Сибирь. Тысячи и тысячи погибали в этом страшном пути от голода и холода.
Немало было раскулачено крестьян и в макеевских сельских поселках, в которых уж точно не было тех самых «мироедов». Были более или менее зажиточные мужики, собственным горбом нажившие свой скарб, имеющие несколько коров или лошадей, были в том же селе Макеевка владельцы водяной или ветряной мельницы, собственной мастерской по изготовлению подвод, своей кузницы. Практически все они попали в число пострадавших, лишились крова, всего хозяйства и исчезли на просторах необъятной Сибири и других отдаленных районов.
Через многие десятилетия, уже в конце двадцатого и начале двадцать первого века, когда правительство Украины решило хотя бы частично вернуть потомкам раскулаченных изъятое у них имущество или денежную компенсацию за него, в комиссию по вопросам обновления прав реабилитированных Макеевского горисполкома стали обращаться их внуки и правнуки. Конечно, сделать что-то уже трудно. Документы, описи изъятого давно исчезли, ушло из жизни и большинство свидетелей, которые могли бы подтвердить, что и у кого было отнято.
Дома сохранились в очень редких случаях. Какие-то были разрушены войной, какие-то снесены или перестроены новыми жильцами, которые и родились, и постарели в этих домах и о прежних их владельцах даже не слышали. Время сделало свое дело. Лишь редкие старожилы вспоминают о том, как раскулачивали неугодных властям, неуживчивых, строптивых селян, о том, что в доме такого-то раскулаченного мужика потом был детский сад, библиотека или контора колхоза, но потом разрушили и его. Однако потомки, внуки и правнуки раскулаченных в ту страшную годину людей, обращаются в комиссию и ныне в надежде вернуть имущество своих давно покинувших сей мир предков.
Потомки жителей села Макеевка Спиридона Петровича, Анисима Ильича и Никиты Дмитриевича Андрюшкиных, Сергея Кирилловича и Григория Антоновича Шереметов, Михаила Петровича Лысенко, жителей поселка Гусельское Максима Степановича Чаплинского и Антона Семеновича Бородина, Александра Кирилловича Свеженца, жителя Верхней Крынки Михаила Даниловича Лесника, жителей Грузско-Ломовки Петра Павловича Конопленко и Грузско-Зорянки – Дмитрия Никитовича Кекина и Василия Кирилловича Коломойцева, жителя поселка Крупской Семена Пахомовича Вельбоенко, жителя Ясиновки Николая Петровича Тереника, многие другие.
Большинство из них и живут-то ныне не в Макеевке, а далеко от нее, иногда в той самой Сибири, куда выселили когда-то их дедов или прадедов и где они и сами родились, выросли и постарели. Но завещали им ушедшие из жизни люди, названные несправедливым словом «кулак», побывать на родной земле, поклониться ей, а если удастся – и поселиться на ней. Редко кто из них получает дедовское наследство через столько десятилетий из-за отсутствия нужных документов или свидетелей, лишь кое-кому удается добиться не такой уж и большой денежной компенсации. И уезжают эти люди в далекие края, ставшие их родиной, поклонившись на прощание земле своих предков. Больно за этих людей, стыдно за былые деяния тех сельских активистов, выполнявших веление партии «уничтожить кулака как класс».