Вторая половина двадцатых годов — это не только восстановление и реконструкция шахт и заводов, добыча угля и выплавка металла. Обустраивался, даже рос и сам город. Еще в 1924 году был выработан городской Генеральный план строительства жилья и социально-бытовых объектов. В 1925-1927 годах в Макеевке появились новые жилые поселки «Советская колония» (Совколония) в 130 домов, «Новая колония» в 22 дома, был основан питомник Маккомбината, где произрастало до 130 тысяч деревьев, в том числе калифорнийский клен, американский ясень, белая акация, тополь, несколько тысяч различных плодовых деревьев, декоративные цветы.
Для сохранения водоемов было посажено 70 тысяч высокорастущих деревьев. На Совколонии были разбиты два сквера, появился и огромный парк труболитейного завода. В ту пору еще свирепствовала непобежденная медициной болезнь - туберкулез. Поэтому для борьбы с ней в Макеевке построили тубдиспансер.
Первый макеевский трамвай, пос. Щегловка
|
Гордостью металлургов стал заводской клуб имени Томского, о котором выше уже упоминалось. В нем популярностью пользовались хоровой кружок из 60 человек, планерная секция. И клуб, который металлурги с гордостью называли театром, и парк при нем в ту пору носили имя секретаря ЦК КП(б)У Станислава Косиора. Чтобы закрепить на угольных предприятиях рабочие кадры, в шахтных поселках строились для них жилые дома и общежития. Молодежь, прибывающая на шахты из села, осваивала горняцкие профессии, пополняла ряды квалифицированных рабочих, которые, вселившись в новые дома, оставались здесь окончательно. В 1925 году в Макеевке произошло два очень памятных события – был пущен первый в Донбассе трамвай,соединивший центральную часть Макеевки с окраинными поселками. Всего курсировало 9 вагонов, протяженность пути составила 14 километров. Открывали его с оркестром, с митингом. Первыми проехались в новых вагонах руководители города. Конечно, с появлением первого трамвая в Макеевке не исчезли традиционные многие годы извозчики. |
На лихих одноконках, пароконках и даже на тройках бородатые ямщики еще и в тридцатые годы возили пассажиров из центра города на Ясиноватский вокзал, в Ханженково, Харцызск, Юзовку, в ближние и дальние поселки, на городские окраины. Еще немало лет грозный окрик лихачей «Поберегись!» пугал и заставлял шарахаться в сторону прохожих. Даже в 1930 году на страницах городской газеты «Макеевский рабочий» можно было прочитать в рубрике «Происшествия» информацию о том, что некий зазевавшийся гражданин «...позавчера был сбит извозчиком на площади у старого базара». Впрочем, гужевой транспорт был популярен и необходим в городе до самой Великой Отечественной войны и долго после нее.
Современный трамвай Макеевки
|
На пролетках ездили по делам руководители шахт и заводов, партийные и советские начальники, на них или просто верхом на лошади добирались иногда журналисты «Макеевского рабочего» до дальних поселков. Служебных легковых машин в распоряжении руководителей тогда еще не было. Когда первая появилась у знатного доменщика Ивана Григорьевича Коробова, мальчишки постоянно бегали за ней, как за диковинкой. Так было, хотя сегодня, когда по улицам Макеевки ежеминутно проносятся сотни всевозможных «иномарок» и от них иногда трудно перейти улицу, поверить в то, что легковушка когда-то была диковинкой, практически невозможно. Диковинкой в том 1925 году был и появившийся трамвай. Но и большим событием, ибо добираться на работу и с нее на этом дешевом виде транспорта горожанам стало намного легче. Наверное, интересно будет знать, что первые отечественные трамваи в Российской империи были испытаны инженером-изобретателем Пироцким в Петербурге еще в 1880 году, а ходить начали там же в 1907 году, когда они уже курсировали в Киеве, Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Курске, Витебске, Севастополе, Орле, Житомире, Казани и в самой Москве. Зато в Донбассе первый трамвай появился раньше всего в Макеевке. |
В 2025 году город мог бы отметить 100-летие этого события, если бы по ряду труднообъяснимых причин он в начале XXI века не «почил в бозе», покорно уступив право пассажироперевозок юрким маршрутным такси. Впрочем, возможно, трамвай когда-то на улицы Макеевки и вернется, как это случилось в крупнейших городах Европы - Будапеште, Лиссабоне, как возвращается он и в шведскую столицу Стокгольм.