Слава о железном батальоне прогремела на всю страну. Писатели, журналисты, политики то и дело бывали на шахте, выступали перед молодежью, писали о ней в «Правде», в «Комсомольской правде». Побывал на «Щегловке» вождь немецких пролетариев Эрнст Тельман, вручил каждому значки «Рот фронт». Известный поэт Александр Жаров спускался вместе с ребятами в забой, пробыл на шахте около месяца и написал о батальоне песню «Красные щеглята».
Несмотря на многочисленные трудности с новой техникой, с часто отсутствующим электричеством, батальон во главе с Сашей Суминым давал рекорд за рекордом, и слава его гремела до самой Великой Отечественной войны.
Воспитал подземный комсомольский батальон в своих рядах и Героя Советского Союза летчика Дмитрия Сигова, погибшего в период войны в воздушном бою.
Еще несколько коротких штрихов из биографии макеевской комсомолии.
Летом 1924 года комсомольцы и молодежь металлургического во время субботников отремонтировали провоз, десятки станков. Одними из первых в стране комсомольцы Макеевки выступили в поход за рационализацию производства. Молодые металлурги за счет рационализации сэкономили в 1926-1927 годах около двух миллионов рублей.
В 1927-1928 годах на предприятиях Макеевки было создано свыше ста ударных молодежных бригад. В годы первой пятилетки по призыву 24-х тысяч комсомольцев Макеевки начался поход молодежи за энергоперевооружение Донбасса. В строительстве первого советского блюминга принимали участие несколько тысяч молодых рабочих треста «Макстрой» и металлургического завода.
К осени 1935 года на предприятиях города было около 1000 молодых стахановцев. Более 11 тысяч комсомольцев Макеевки в 1946 году приняли участие в восстановлении разрушенного войной хозяйства города. Свои пятилетние планы в декабре 1948 года завершили 297 комсомольцев. Забойщик шахты «Холодная Балка» Иван Медведев нарубил сверх плана 15 тысяч тонн угля.
Таких примеров привести можно было бы множество. И о боевых подвигах комсомольцев города в годы войны, и о трудовых свершениях в послевоенные годы. И при этом назвать сотни имен комсомольцев, своими дедами умноживших славу родного города. Но об этом мы расскажем в свое время в своем месте.
К сожалению, была в биографии макеевского комсомола и страница, которая заставляет нас сегодня стыдиться за своих предшественников. Эго страница, повествующая о яростной борьбе с религией молодых активистов, так называемых воинствующих безбожников, о разрушении храмов, о так называемых вечерах безбожников, где на концертах «синеблузников» в частушках едко, даже жестоко осмеивались верующие люди и церковнослужители. Да, комсомол в те годы сыграл в жизни страны и в частности, Макеевского района, очень заметную, значительную и положительную роль. Но и эту, заставляющую краснеть, страницу из его истории вычеркнуть мы не имеем права.
Истина, как говорится, дороже. Они были неграмотными или малограмотными, а первыми их уроками «политической грамоты» стали уроки слепого фанатизма, преподанные им вождями, зовущими разрушить все старое и построить свое, новое, так называемое пролетарское. Они фанатично верили этим вождям и по их призыву были готовы крушить все, что, по их мнению, было старым, отжившим миром. И с таким же энтузиазмом, как отстраивали заводские цеха после разрухи, уничтожали они величественные храмы, сбрасывали с колоколен кресты и колокола, жгли древние иконы и старинные церковные книги. Не задумывались они тогда, что уничтожают не просто церкви, иконы и книги, а произведения искусства, великое наследие предков, культурные ценности, которые навсегда будут потеряны для их же потомков. Понять, что творилось в ту пору, очень трудно, смириться с тем кощунством - невозможно.
Что ж, было в истории комсомола и такое. Мысленно упрекнем своих предшественников за то, что они тогда натворили, покраснеем за них, но отдадим им должное за их великие свершения, за трудовые и ратные подвиги, достойные песен и сказаний, поклонимся памяти тех юных романтиков, отдавших жизни во имя прекрасного, в приход которого они так фанатично верили. И памяти тех комсомольцев, которые голодными, раздетыми и разутыми строили на металлургическом заводе доменные и мартеновские печи, спускались в залитые водой забои, а после смены брали винтовки и шли в бой против всевозможных банд…
Время было смутное, непонятное, путь, по которому они шли, был неведом, труден, иногда прекрасен, иногда обманчив, но они упорно, упрямо продолжали идти по нему. Наверное, дорога, по которой идет нынешнее поколение, тоже проложена ими...
Авторы: Николай Хапланов, Елизавета Хапланова