Подобная акция была проведена и Советом на рудниках Франко-Русского общества. Своему управляющему Совет здесь коротко сообщил: «Совет рабочих депутатов на основании сведений о злоупотреблениях ваших считает ваше пребывание во Франко-Русском обществе вредным, а потому считает срок службы вашей по 5 июня сего года».
В историко-краеведческом очерке М. Запорожец «Макеевка» (Донбасс, 1978 г.) сообщается еще один подобный случай: «Рудничный комитет и контрольная комиссия Ясиновского рудника заставили администрацию заказать новое оборудование (котлы, подъемную машину), чтобы предотвратить остановку шахты.
Через некоторое время управляющий заявил, что заказы на новое оборудование не выполнены, поэтому рудник закрывается. Между тем рабочие железнодорожной станции сообщили, что машины давно прибыли, но не выкупаются. Тогда администрация рудника придумала новый предлог - отсутствие средств на оплату нового оборудования.
...Рабочие предложили выкупить машины за их трудовые деньги, а управляющего, как саботажника, изгнать.
...На митинг, обсуждавший вопрос, как быть с предприятием, приехал лидер макеевских меньшевиков Вознесенский. Он призвал мирно уладить конфликт, пугал тем, что трудящимся самим с рудником не справиться. Рабочие освистали Вознесенского, и он с позором сошел с трибуны. Управляющий был арестован, а управление рудником перешло в руки рудничного комитета».
В те же дни были изгнаны с формулировкой «за саботаж» администрации шахт «Иван», «Капитальная», «Ломбардо», «Щегловка», «Берестовка», рудников «Александрова гора», Алексеевского и других.
Большевистский актив шахты Берестово-Богодуховского рудника, 1916г.В уже упоминавшейся книге Святослава Рыбаса «Красавица и генералы» рассказывается как раз о событиях тех дней в Макеевском районе. Вот несколько отрывков из нее, повествующих о положении дел на шахтах в 1917 году:
«В шахтной кассе не было денег, пахло банкротством. Куда делись свобода и братство? Шахтеры требовали, поставщики требовали, банкиры требовали! Добытый уголь не успевал приносить деньги. Потребители, в числе которых первыми были железные дороги, не расплачивались по нескольку месяцев».
А это монолог управляющего Ланге при разговоре с хозяйкой одной из шахт Ниной Григоровой:
«Ни один из нас не уверен в прочности своего существования. Нас всегда могут сместить по требованию рабочих. В нашем. горном округе уже убрали Пшебышевскогд с «Ивана», Колоновского с «Капитальной», Бабкова с «Ломбардо...»
Далее он же говорит:
«Мы остановили одну врубовую машину, под предлогом недостатка электричества. Тогда они обратились в Совет. Совет прислал комиссию, пришлось включить врубовку. С одной стороны они дезорганизуют производство завышенными требованиями, с другой — пытаются ему помочь...»
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"