И слышен стон твоих колоколов. Часть 18

И все-таки... Как скудны сведения о прошлом! Не все нам известно и о религиозных организациях, истории строительства церквей и храмов, их места нахождения, их кощунственного уничтожения, о церковных деятелях минувших времен. Уничтожив и эти здания, и находившиеся в них архивы, так называемые «активисты» 20-х и 30-х годов XX века уничтожили и хранившуюся в них частицу истории города, вычеркнули из нее достойные памяти потомков имена.

Когда-то, в минувшие века, выходили на ратное поле против супостатов дружины Киевских, Черниговских, Путивльских, Московских, Новгородских дружин. Вели их на рать славные князья, а на выезде из городов благословляли их на подвиги во имя Отечества седые патриархи. Осеняли крестным знамением священнослужители воинов князя Дмитрия перед славным сражением на поле Куликовом, молились за победу российского оружия во время битвы на поле Бородинском, напутствовали словом Божьим моряков на историческое сражение при Гангуте и Цусиме, при героической обороне Севастополя в 1854 году...

Открывались шахты и строились заводы в бывшем Диком Поле. И их обязательно освящали служители церкви. Те, чьи имена мы вспомнили в этой главе. И когда в Ясиновке, Землянках, Калиново, Ханженково, других поселках макеевского края мужики строили свои дома, то, прежде чем войти в них, порог жилья, его стены окропляли освященной водой святые отцы... Так велось из века в век по христианскому обычаю.

Пронеслись над краем грозовые годы гражданской войны, лихолетье голодоморов, продразверстки, годы коллективизации и вдохновенного индустриального строительства... И вдруг в конце 20-х и в 30-е годы наступило до сих пор труднопонимаемое время воинствующих атеистов и началось повсеместное разрушение и закрытие церквей.

И костры, в которых тогда горели древние иконы и церковные книги, были пострашней костров средневековой инквизиции. Стонали разбиваемые колокола, рушились стены храмов, построенных на средства прихожан и богатых жертвователей... И устраивались в бывших храмах склады, клубы и конюшни... И рыдали женщины, видя все это, и называли разрушителей антихристами...

Некое озарение пришло уже в годы Великой Отечественной войны. Многие церкви стали открываться вновь. Но многие исчезли навсегда, бесследно. Теперь нам так трудно узнать о них что-либо.

Давайте забежим намного вперед - в начало XXI века. Именно в эти годы в стране, словно спохватившись и замаливая грехи прежних поколений, стали возвращать церквам их прежние здания и интенсивно строить новые. В Украине разрешена свобода совести, каждый волен беспрепятственно молиться своему Богу, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать усопших.

И в центре почти полумиллионной Макеевки воздвигнут величественный храм Георгия Победоносца в память о Великой Победе в Великой Отечественной войне. Он стал украшением и символом не очень богатого на архитектурные ансамбли города, его изображения украшают обложки книг, буклетов и справочников о Макеевке, а в дни святых праздников, да и в будние дни, тысячи макеевчан и жителей ближайших поселков и городов идут в Свято-Георгиевский Собор...

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru