Но давайте продолжим, насколько это в наших возможностях, повествование о церквах и других духовных заведениях бывшего Дмитриевска и его поселков.
О ныне существующей Святониколаевской церкви в Ясиновке нам уже известно немало. Но рядом расположен такой же древний поселок Землянки. Неужели в нем не было Божьего храма? Оказывается, был. С 1800 года стояла в нем Покровская церковь, построенная, как и многие, на средства прихожан. Нет, судьбы других церквей, разрушенных в 30-е годы «активистами», она избежала. Но ее тоже уже нет. В период гитлеровской оккупации накануне нового 1942 года советские самолеты сбросили на скопление вражеских войск несколько бомб. По какому-то злому року одна из них попала именно в Покровскую церковь. Ее взрыв полностью разрушил стены храма. С тех пор церкви в Землянках нет, люди ходят на православные праздники в Ясиновку...
...Была в Макеевке еще в 30-е годы прошлого века и татарская мечеть. Она располагалась в одноэтажном здании на пересечении нынешней улицы Свердлова и проспекта генерала Данилова. Была при ней и татарская школа. К другу, преподававшему в ней, года за три до Великой Отечественной войны приезжал из Казани поэт, будущий Герой Советского Союза Муса Джалиль, гильотинированный фашистами в лагере Моабит. Школа эта была открыта для татарской молодежи, которая в 20-30-е годы прибывала из Татарстана на строительство шахт и так и осевшая в Макеевке. Тогда-то и возник недалеко от труболитейного завода и вокруг мечети поселок, и ныне называемый в народе Татарским. К сожалению, после войны эта школа работу так и не возобновила.
...Жил в начале XX века в Макеевке интересный человек - француз Пи-Эжен Неве. Родился он в 1878 году во Франции, вблизи Орлеана, в семье рабочего. Окончил семинарию, в В 1895 году стал монахом ордена августинцев в храме Успения Девы Марии. Владел болгарским и русским языками.
В 1907 году он приехал в Макеевку и стал настоятелем костела Святого Иосифа, открытого в 1908 году на территории металлургического завода. Костел был открыт потому, что строителями и первыми хозяевами, да и первыми рабочими этого предприятия были французы -католики. Да и других католиков в Дмитриевском было немало. Тот же, например, шахтовладелец Буроз.
Прожил Пи-Эжен Неве в Макеевке почти два десятилетия, пережил революцию, гражданскую войну. А в 1926 году он был возведен в сан епископа, переехал в Москву и стал во главе католической церкви всего СССР. В 1936 году, когда началась вакханалия по закрытию и запрету церквей, Неве удалось уехать во Францию. Там он и умер в 1946 году, пережив вторую мировую войну и гитлеровскую оккупацию.
Того католического костела на территории металлургического завода, естественно, тоже уже нет. Его тоже не миновала трагедия 30-х годов. Но в архиве Ватикана хранятся несколько тысяч писем, которые Пи-Эжен Неве отправил в Париж в годы жизни в Макеевке. В них он описывал подробно все, что происходило в городе в те годы. Нам добраться до этого архива не удалось.
А вот профессор Лионских католических факультетов Страебургского университета А. Ванже ознакомился с этими письмами и написал на их основе книгу. В 1992 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована рецензия на нее, которая называется «Пи-Эжен Неве - свидетель трагедии». Было бы огромной удачей для того, кому удалось бы прочитать и письма епископа Неве, и книгу профессора Ванже.
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"