А возрожденный Свято-Троицкий храм разместился в цокольном помещении Свято-Георгивского. В нем теперь прекрасная воскресная школа, в нем крестят молодые семьи своих детей. Гонимый столько лет, он нашел спасение и убежище под стенами нового Собора. Архимандрит Варнава о крестильне в Свято-Троицком храме говорит так:
- Этот храм пережил трудную судьбу, но выжил, выстоял, пусть и не в том, первоначальном виде. Так пусть новорожденные, принимая в нем таинство крещения, будут в жизни выносливыми, терпеливыми и верят, что Господь никогда не оставит их.
Под одним небом стоят вместе древний, так много вынесший, возродившийся, как птица Феникс из пепла, храм и величественный новый Собор, поражающий всех своей красотой и издающий добрый свет даже ночью.
Такие вот сведения не обо всех, но хотя бы о некоторых церквах и молитвенных домах в крестьянских и рабочих поселках макеевского края содержатся в названных «Ведомостях о церкви», составленных в 1911 году. Конечно, не густо, но все же, кое-что из них мы можем почерпнуть и даже поразмыслить над ними. Что же нам стало ясно? Прежде всего то, что церкви строились в основном «усердием и на средства прихожан». Но не только. Вкладывали средства на их строительство шахтовладельцы Марков, Иловайский, другие.
Стало известно и то, что почти при каждой церкви имелась церковноприходская школа, названы учителя и священники, которые в них преподавали. Возможно, найдутся сегодня макеевчане, которые узнают в них своих прадедов, живших здесь более века тому. Тем более что даже в макеевском телефонном справочнике немало значится и Щербин, и Бабковых, и Поповых, Даниловых, Гудзей, Гайворонских и других упоминавшихся выше фамилий.
Стало известно из этих «Ведомостей...» и то, что упоминавшийся уже нами Никита Калинин не только открывал в Дмитриевске кинематограф и другие увеселительные заведения, но и попечительствовал над церковноприходскими школами, а это значит, что вкладывал средства и на их строительство.
Конечно, не о всех существовавших в разные века церквах можно сегодня поведать. Особенно о первых, возникавших в XVIII и начале XIX веков. Но и так ясно, что в те времена они несли жителям не только Божье слово, но и просвещение, открывая свои церковноприходские школы, посылая своих священников преподавать в светские учебные заведения. По сути, в то время население приобщалось к грамоте в основном в тех церковноприходских. А их, оказывается, было немало.
И были они предшественниками нынешних многочисленных школ и училищ, даже техникумов и институтов, существующих сегодня в Макеевке. И если бы кто-то занялся изучением истории учебных заведений города, то начинать ему надо будет с тех, уже забытых, ушедших в Лету церковноприходских школ, в которых учились прадедушки и прабабушки нынешних макеевчан. И, конечно же, в той истории достойное место должны занять имена тех учителей и священнослужителей, которые в них преподавали. Некоторые из них названы в этой главе.
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"