Контуры индустриального города. Часть 16

Вскоре на шахты вернулись ушедшие или пришли новые массы мужиков из российских и украинских губерний. Снова качали уголь рудники Иловайского и других шахтовладельцев, обеспечивая топливом железные дороги, пароходства и заводы.

Работающие шахты явились основой будущих Макеевских металлургического и труболитейного заводов, обеспечивали углем прилегающие железные дороги, поставляли его в порты Азовского и Черного морей и даже стали вытеснять в пароходстве кардифсский (Англия) уголь.

Заместитель директора технической дирекции по науке объединения «Макеевуголь» А.И. Сусло в 70-е годы прошлого века собрал богатый материал и написал интересный, насыщенный историческим фактами документальный очерк о развитии угольной промышленности в Макеевке.

Он не идеализирует ту трудную пору зарождения отрасли, пишет о чудовищной эксплуатации хозяевами первых горняцких поколений, о трудностях и опасностях этого труда. Именно в его записях упоминается об одной из первых известных нам крупных авариях на угольных шахтах района.

Он пишет: «Добыча топлива все более интенсифицировалась, С разработкой пластов на более глубоких горизонтах увеличивалось количество шахт, опасных по газу и пыли. Это при существовавшем тогда состоянии техники безопасности приводило к страшным катастрофам. В 1898 году произошел взрыв на шахте «Иван», во время которого погибло 74 человека».

Но эксплуатация, как известно, была не только на угольных предприятиях. А взрывы на шахтах, страшные аварии, к сожалению, случаются нередко и в наше время. А тогда они были явлением обычным, ни одна шахта тех лет практически не избежала подобных катастроф, и теперь никакая статистика не в силах подсчитать, чего стоил уголь Донбасса и Макеевки, в частности, за все годы существования отрасли.

Но, несмотря ни на что, отрасль развивалась, постепенно становилась основной в крае, бывшем когда-то Диким Полем. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве в горнозаводском отделе была представлена копь Иловайского. А в 1897 году на Всероссийской выставке в Москве и Одессе рудник Иловайскогого был отмечен серебряной и золотой медалью.

По тем временам в Макеевке были уже большие шахты, уголь которых пользовался спросом на юге России. Паровозы и мастерские Владикавказской железной дороги были полностью переведены на макеевский уголь. Иловайский получил крупный подряд на поставку коксующихся углей Пермскому пушечному заводу по 70 копеек за пуд - цена, по которой поставлялся в Россию английский кардиффский уголь.

А постройка Екатерининской железной дороги в 1884 году и ремонтно-механического (впоследствии труболитейного) завода открыли перед помещиком новые возможности.

Специалисты того времени считали реальной добычу рудника в 25 миллионов пудов угля в ближайшем будущем. И они не ошиблись: в 1897 году рудник представлял уже настоящий угольный комбинат наследников Иловайских, дававший свыше 10 миллионов пудов угля, в 1890 году - 15 миллионов пудов, в 1895 году - 20 миллионов пудов или пятую часть всей добычи угля Донецкого бассейна в пределах земель Войска Донского. В ту пору, то есть к 90-м годам, уже образовался Макеевский горный район, объединяющий 37 шахт.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru