Контуры индустриального города. Часть 11

В 70-е годы в Макеевском районе, кроме названных, действовали уже также шахты Берестово-Богодуховского рудника №2, №3, №4, №8, Ясиновского рудника и мелкие помещичьи шахты в станице Нижне-Крынская. Тем не менее, развитие этих предприятий сдерживалось из-за отсутствия транспорта, уголь вывозился в большинстве на волах.

Вот почему Иловайские и другие владельцы охотно включились в строительство вышеназванных железнодорожных веток между Иловайском, Ханженково, Ясиноватой, Криничной. В 1892 году стараниями того же Иловайского была построена ветка Харцызск-Бузановка (Ныне Мишино) и Бузанов- ка-Ясиноватая.

Вот тогда-то, уже в начале 90-х годов и появились Генеральное и Екатерининское общества, куда вошли многие шахты района. При этом рудник Иловайского по своим показателям и техническому оснащению считался лучшим в области Войска Донского. Достаточно сказать, что в 1895 году 16 шахт Макеевского и Берестово-Богодуховского рудников выдали 42 миллиона пудов угля (около 800 тысяч тонн).

Вот некоторые показатели работы угольных копей И. Г. Иловайского и его наследников в 80-е годы девятнадцатого века, приведенные в труде В. А. Добролюбова «О положении каменноугольной промышленности в Донецком бассейне, опубликованном в Санкт-Петербурге в 1887 году:

«В 1881 году копями Иловайских отправлено потребителям 6107 вагонов угля, в 1882-83 годах - 15056 вагонов, в 1883-84 годах - 12006 вагонов, в 1884-85 годах - 14315 вагонов, в 1885-86 годах - 15152 вагона. По тому времени это очень высокий показатель. И достигнуть его Иловайским дозволили уже имеющиеся у них во владении 27 верст подъездных путей, соединяющих шахты с Курско-Азовской, Донецкой и Бкатеринославской железными дорогами».

В книге «О положении в угольной промышленности Донецкого бассейна и об отношении к ней ее руководителей и руководимых», вышедшей в 1888 году, о шахтах Иловайских сказано:

«...отправлено в 1886-87 годах 5000 и более вагонов. Четыре копи имеют несколько лет свои подъездные пути железных дорог, построенные на собственной земле или на земле лиц, не заинтересованных в угольном деле».
Устав Русско-Донецкого общества, учредителем которого стал Дмитрий Иванович Иловайский, как сказано в приписке на нем, «рассматривал и высочайше утвердить его соизволил в 16 день июня 1895 года» сам государь император. Вот некоторые выдержки из этого документа:

«Для развития разработки находящихся в земле Войска Донского Таганрогского округа и в Бкатеринославской губернии Бахмутского уезда каменноугольных месторождений и залежей других руд и полезных ископаемых, принадлежащих наследникам И.Г. Иловайского, а также для производства кокса, брикетов, отработки руд для извлечения из них металлов, а равно для развития машиностроения и эксплуатации фабрик и заводов, обрабатывающих продукты руд и земель и вообще для производства всех относящихся к этим торгово-промышленным операциям действий учреждается акционерное общество под наименованием «Русско-Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности».

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru