Контуры индустриального города. Часть 7

Однако шахтовладельцы края постепенно стали понимать, что отдельные шахты и шахтенки малоэффективны. Большую долю прибылей таких предприятий съедали железнодорожные и морские перевозки угля, постоянная необходимость снабжать шахты оборудованием, крепежным лесом, совершенствовать процессы добычи.

Добытый уголь волами перевозили на ближайшие станции нанятые Иловайскими местные мужики. В основном на станцию Харцызскую. Но порой и до самого Таганрога и даже Одесского порта. Терялось время, тратились деньги. Поэтому Иловайские постепенно делали необходимые для дальнейшего развития своего дела шаги.

Построенные ими железнодорожные ветки до ближайших станций в Ханженково, Харцызске, Криничной облегчили доставку угля потребителю, были по тому времени явлением прогрессивным, но улучшили положение лишь частично. Основные железнодорожные магистрали принадлежали пока не государству, а крупным монополистам, которые за перевозку грузов взимали очень высокую плату. Владельцам отдельных шахт эти цены нередко оказывались разорительными.

Род Иловайских в 1859 году объединил свои шахты в один Макеевский каменноугольный рудник. Это стало прогрессивным явлением, улучшившим положение в этих вопросах, но лишь на первых порах. Нужно было более мощное объединение, которое влило бы в дело необходимый для дальнейшего развития отрасли капитал.

Кроме того, стало ясно и другое: необходимо иметь свою ремонтную базу, чтобы не нести лишние потери для приобретения простейшего инструмента и оборудования. На первых порах, когда из примитивных шахт уголь доставали десятки людей, все эти лопаты, кайла и ломы можно было где-то и закупить. Но теперь в забой пошли тысячи людей. Инструмента, который в шахтных условиях быстро выходил из строя, требовалось очень много.

Прикинули Иловайские и пришли к выводу: литейно-механические мастерские, что в Зуевке, необходимо переводить поближе к своим шахтам. Место выбрали удачное - на возвышенном берегу небольшой речки Калиновой. К тому же в двух верстах расположена железнодорожная станция Бузановка, рядом - слобода Макеевка. Не пришлось особенно подыскивать и помещение. Переоборудовали просторную каменную кошару.

И уже 27 сентября 1885 года новое предприятие начало работать. Дело оказалось нужным и прибыльным. Производили инвентарь не только для своих, но и для многих окрестных шахт. Не забывали и земледельцев - готовили для них многие виды инвентаря, вплоть до плугов. Производство быстро расширялось, и к началу 90-х годов это уже были не мастерские, а целый машиностроительный завод с литейным, токарным, кузнечным цехами, машинным отделением.

Завод стал выпускать паровые машины, насосы, трансмиссии шахтных подъемников и другое оборудование, запасные части к нему. А в 1890 году, учтя потребности растущей промышленности юга страны, на заводе стали отливать чугунные трубы, для чего был построен специальный цех.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru