Конечно, нынешним потомкам тех угольных первопроходцев читать такое обидно. Но не стоит огорчаться. Так начиналось многое в нашем отечестве. Страшно дрались российские моряки в иностранных портах. С дрекольем шли деревня на деревню мужики.
И даже намного позже случались на нашей земле дикие черносотенные погромы, когда били и правых и виноватых, всех, кто попадется под пьяную руку. Да и вообще в отечестве нашем почему-то издревле славились не мудрецы и таланты, а те, кто имел «силу молодецкую» и мог одним махом семерых уложить.
Так что Викентий Викентьевич Вересаев тут ни при чем. Он только описал увиденное без привычных для иных писателей прикрас.
Побывал в шахтах, хотя и намного позже, и писатель Александр Серафимович. Один из персонажей его очерка «Под землей» саночник Ефим говорил ему о причинах пьянства шахтеров следующее: мол, Бог дал людям всякую живность и растения для пропитания, а что трогать нельзя, спрятал глубоко под землей. А люди полезли в глубину и нарушают его запрет. Поэтому Бог наказывает их всякими обвалами и пьянством.
Впрочем, можно не поверить одному, второму писателю, но куда деваться, если об одном и том же пишут все, кто побывал на шахтах и в шахтерских поселках. И Куприн, и Бунин, и Сергеев-Ценский, и Паустовский, и многие другие.
Неспроста, видно, в возникающих в те времена шахтерских поселках в первую очередь появлялись не школы, больницы и церкви, а многочисленные кабаки, которые несли кому-то прибыль, а кому-то погибель...
Да, непросто отдавали недра свои богатства, запрятанные Богом и природой в каменных глубинах. Тем более что о механизации добычи угля в ту пору нельзя было и помыслить. Доставали его вначале самым примитивным способом. Брали сперва в штольнях, выходивших в балки, потом рыли мелкие шахты - «дудки» диаметром около метра и глубиной метров 12.
Орудиями труда служили кайло, лопата, ручной ворот с веревкой и кошелкой для подъема угля. Но эти люди были первопроходцами, зачинателями Донбасса, его пионерами. И пусть они этого тогда не осознавали, стремились лишь заработать, а заработанное, как пишут вышеназванные писатели, зачастую пропивали, пусть первые шахтовладельцы нещадно выжимали из горняков все соки, но и те и другие бывшее Дикое Поле настойчиво превращали в индустриальный край, получивший гордое и красивое название Донбасс.
Август Франц Буроз, основатель и руководитель Екатерининского горно-промышленного общества (ст. Криничная), 1913 г. |
И стояли на этих просторах небольшие поселки Ясиновка, Землянки, Нижняя Крынка, Верхняя Крынка, Берестовка, Калиново, Криничное, Арчада, ряд других, хутор Сахно, село Макеевка, вокруг которого и вырос потом рабочий поселок Дмитриевск, позаимствовавший со временем у него и само название. А названным и многим другим поселкам предстояло когда-то слиться в единый промышленный организм, в общую административную единицу и стать составной частью города Макеевки. Но это не скоро. А пока мужики слобод, хуторов и сел будущей Макеевки, стряхивая с себя многолетнюю патриархальную дрему, еще не совсем оторвавшись от привычного плуга, постепенно привыкают к новому быту, к новым условиям жизни. |
Уже открыты шахты Иловайских, уже прибывают сюда все новые и новые люди с дальних губерний, уже слышны недалеко, со стороны Криничной, паровозные гудки. И все чаще местные мужики на вопрос о житье-бытье отвечают: - На «Буроз» пошел работать. Или «На «Софию», «На «Марию», «На «Ивана»...
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"