Начало начал или первопроходцы. Часть 21

А что Макеевка, вернее, тогда еще Дмитриевск? Здесь землями в тот период владели Иван Григорьевич Иловайский (до 20 тысяч десятин), помещики Древицкий, Сахно, Селезнев, Зинович, несколько сельских общин. Пока не было железной дороги, добыча и вывоз угля для них было делом не очень выгодным.

Примитивная перевозка добытого угля гужевым транспортом в далекие портовые города могла принести лишь убытки. Но вот в макеевском районе началась прокладка первых железнодорожных веток: в 1869 году - Иловайск-Ханженково, в 1879 году - Ясиноватая-Криничная, 1881-1883 годы - Харцызск-Макеевка, в 1889 году - Криничная -Ханженково.

Это был период ускоренного строительства железных дорог на всех просторах Российской империи. Однако строились они не всегда с учетом экономического развития страны, а прежде всего там, где это было выгодно крупным промышленникам.

В середине 60-х годов XIX века между ними разразился долгий спор о том, к какому из южных направлений необходимо проложить дорогу от Москвы. Одни требовали соединить столицу с Азовским морем, вторые доказывали, что в первую очередь нужна дорога к Черному морю через Феодосийский порт, третьи предлагали соединить Москву с Одессой. Но и те, кто был сторонником линии на Азовское море, тоже не мирились между собой.

Одни утверждали, что линию от Харькова нужно тянуть на Ростов-на-Дону, минуя Таганрог, так как Ростов является промышленным и административным центром Донского края, вторые, а в их числе и известный писатель и публицист Нестор Васильевич Кукольник, были уверены, что дорога нужней все-таки Таганрогу как крупному морскому порту.

Кукольник был официальным «Уполномоченным от Таганрога» в этих поисках наиболее целесообразного варианта соединения центра России с югом страны. Он лично объездил места предполагаемой магистрали, изучил месторасположение наиболее крупных залежей угля, для транспортировки которого потребуется железная дорога, не единожды публиковал свои выводы в официальной прессе, встречался с министрами, членами Государственного Совета, писал подробные письма на имя Августейших особ из императорской фамилии.

В конце концов Курско-Харьковско-Таганрогская магистраль в 1870 году (а точнее, 23 декабря 1869 г.) с молебнами и оркестром была пущена в эксплуатацию и получила название Южной. Естественно, перед этим была возведена и Ростовско-Таганрогская дорога, по которой 14 ноября 1869 года, как отмечала газета «Донские вести», при народных криках «Ура!» «...соизволили проехать Их императорское высочество Великий князь Михаил Николаевич и Великая Княгиня Ольга Федоровна с августейшими детьми».

И то, что пролегла Курско-Харьковско-Азовская дорога по землям тогдашнего Миусского округа, в том числе через Криничную, заслуга и писателя Нестора Кукольника, все-таки доказавшего, что дорога должна пройти по угольным районам, и строившего магистраль крупного рязанского купца Самуила Полякова. Именно к этой дороге и примкнули через несколько лет упоминавшиеся выше железнодорожные ветки Ясиноватая-Криничная, Харцызск-Макеевка, Криничная-Ханженково.

Надо также знать, что Курско-Харьковско-Таганрогская магистраль строилась на средства, вложенные многими промышленниками и землевладельцами края, а упоминавшиеся уже ветки - за счет местных владельцев, таких, как Иловайские, Ханжонковы и другие. Через несколько лет, а именно в 1891 году, государство выкупило у частных владельцев Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу, и она так же, как и Екатерининская, подошедшая к Ясиноватой уже с северо-западной стороны, стала государственной.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru