ИЗ ЗАПИСЕЙ И.П. ШЕВЧЕНКО
«Селились и жили крепостные крестьяне в затерявшейся в глухомани Макеевой слободе, потонувшей в балке и зелени, расположенной над тонкой, как нитка, но полноводной речушкой Грузских. Жили не сытно и грязновато. В хатах запах угара смешивался с кислой вонью мокрой телячьей шерсти, куриного помета и поросячьего пойла.
Одевались крестьяне в домотканные штаны и рубахи, соломенные брыли, суконные юбки, свитки и сиряки, черевики, сапоги, шапки и кожухи. Женщины носили пояса из вовны, покрашенные в красный и синий цвет, капор, чепчик и очипок (его шили из полотна, он круглый, высокий, потом красили его и надевали на голову).
В праздники носили юбки из полотна, на которых раскрашивали лапки куриные или кружочки в виде колеса. Пудрились глиной со стен».
От автора. Возможно, кто-то, прочитав все эти описания жилища и одежды наших давних предков, посчитает их излишними. Я же уверен, что они очень нужны, ибо рисуют точную картину жизни и быта тех лет, и если их не вставить в это повествование, то могут быть со временем окончательно забыты.
Думаю, эти описания могут когда-то пригодиться и художникам, и писателям, и даже артистам, изображающим на сцене или экране людей той эпохи. Поэтому не лишним будет рассказать и о том, как питались, какую пищу и как готовили крестьяне той поры. Читайте же.
ИЗ ЗАПИСОК И.П. ШЕВЧЕНКО
«Основной пищей крестьян была: в степи - сливной суп из пшена и каша пшенная. Пищу готовили на таганке (треножник из дерева ). Дома готовили борщ из травы - лебеды, забудьки, крапивы, кулеш из пшена, галушки, горох, чечевицу в виде каши. Фасоли не было. Готовили и квашу из ржи (берут проросшую рожь, сушат ее, потом мелят. В квашу кладут сушенные вишни, груши и пшено).
Хлеб ножом не резали, его ломали на куски руками.
Редко кто из крестьян ел сало, птицу, яйца. Все это чаще всего шло на продажу, чтобы собрать деньги на выплату оброка помещику, уплаты подати государству или на покупку лошади, коровы.
Посуда была, в основном, деревянная и глиняная. Краснобокие и обливные миски, кувшины, горшки большие, горшочки и горшки с вытянутым горлышком, макитры, крынки, кухлята, чугуны разных размеров, деревянные ложки, половник, салатовки.
Утюгов не было. Катали (гладили) белье качалкой и рублем. Стирали в деревянном корыте (ночвах). Выбеливали полотно, белье и стирали рядна с помощью валька (праника). Стирали белье щелоком, который готовили сами из сена и из ботвы чечевицы и гороха. Все это перепаливали в печи и получали золу - щелок. Кроме того вместо мыла пользовались белой глиной.
Когда-то давным-давно на берег речки Грузских приходили чуть ли не со всего села женщины, чтобы «белить» холсты-полотна. Их колотили о камни вальками, мяли ногами, потом расстилали по траве и они целыми днями сохли на солнце. Под вечер хозяйки скатывали свои холсты и влажные уносили на коромыслах домой. Ребятишки сопровождали матерей и обычно бежали впереди.
...В хатах стояли столы, ослоны, лавки на камне по всем свободным местам, а под ними стояли корзины с курицами на яйцах или с выводками. Тут же ручной жернов для того, чтобы молоть пшеницу на муку и ячмень на дерть, ушаты, корыта для теста, колыски для младенцев. В некоторых хатах стояли сундуки и ткацкие станки. Спали на печи, на лавках, на земляном полу, где подстилали солому, рядна, кожух или полсть, если она была. Семьи доходили порой до 12-15 человек.
... В хате горела лучина из сосны. Со временем ее заменил каганец, то есть черепок из глиняной миски, в котором на животном жире или постном масле горел фитиль из полотна.
...Спичек не было. Огонь добывали при помощи кресала. Утром, когда нужно было затопить печь, хозяйки выходили на улицу и смотрели на хаты: из которой трубы идет дым? Туда и шли за огнем с черепочком, где положен кусочек кизяка.
... Часов не было. Время определяли днем - по солнцу, ночью - по крикам петухов».
От автора. В самом деле далекая, патриархальная старина. Сегодня, в век электричества, стиральных машин, газовых плит, синтетических тканей, автомобилей читаешь об этом, как пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Помните? «Сидит старуха, а перед ней разбитое корыто»? Но как будет когда-то, люди того времени не могли и предположить. Жили своими большими многодетными семьями, пахали землю, ходили на барщину, платили оброк...
И, наверное, в чем-то были счастливы, в чем-то - нет. Как и до них, как и сейчас. А то, что пан гонял на свои поля, распоряжался их жизнями, так это же так и положено, это, они считали, от Бога. А возропчешь - получишь плетей, а то и на солдатчину или в Сибирь попадешь. Где-то шли войны, сменялись цари, строились города... Какое им до этого дело? Надо будет, пан скажет, что делать. Уж точно сказано у Ильи Прокофьевича: глухомань, утонувшая среди оврагов и зелени...
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"