В ПАТРИАРХАЛЬНОЙ МАКЕЕВОЙ СЛОБОДЕ
Помещики Иловайские, да и не только они, не так-то легко расставались с правом распоряжаться не только трудом, но и жизнью своих крепостных. Вначале крестьяне, прибывшие в эти края, даже бежавшие от своих помещиков-крепостников, считались вольными и у местных землевладельцев работали лишь по найму.
Но с 1795 года по настоянию Иловайских и других дворян все они были обращены в крепостных, и помещикам было дано право приписывать их к своим селам. Получилось, что, бежав в надежде на свободу от одних крепостников, со временем они, а вернее, их дети и внуки попали в крепостную зависимость к другим.
Но наконец-то пришел и 1861 год, отменивший крепостное право. Вот тут-то и попытался помещик Иловайский схитрить, скрыть до поры до времени царский манифест. Бот как сказано об этом в записях И. П. Шевченко:
«Манифест об освобождении крестьян от крепостного права помещик Иловайский не сразу объявил крестьянам слободы Макеевка. Он хотел, чтобы крестьяне сперва убрали урожай с его полей. Однако крестьяне прослышали о выходе манифеста и были недовольны тем, что пан скрывает его от них, не объявляет о нем. И вот едва взошло солнце, едва разлилось оно в багряном сиянии, крестьяне вышли в поле на косовицу и уборку хлеба.
Это было в районе, где потом появилась шахта «Мария». Среди них был и Нисмеян Федор, рослый, крепкого телосложения человек. Только было собрались они косить хлеб, как подъехал к ним верхом на лошади, в белом костюме пан Иловайский, и начал кричать:
Почему стоите, не приступаете к косовице?
Замахнулся пан плеткой на Федора, стоявшего к нему ближе всех, оперевшись на косу. Не долго думая, тот поднял косу и сурово бросил:
Только попробуй тронь, сразу слетишь с коня!
Не на шутку испугался Иловайский. Развернул коня и умчался обратно, только пыль под копытами взвилась к небу.
В тот же день был в слободе Макеевке сход жителей, где и обнародовали царский манифест об освобождении крестьян».
От автора. Схитрил Иловайский все же. Несколько месяцев крестьяне слободы Макеевки не знали о манифесте и работали на него по прежнему. Вот с таким трудом расставались помещики с правом распоряжаться судьбой и жизнями своих подданных.
Но и получив свободу от крепостной зависимости, крестьяне остались все же во многом обманутыми. Земля оставалась помещичьей, а крестьянам отрезали от нее наделы, иногда даже меньшие по площади, чем те, которыми они владели раньше. Все эти поземельные отношения между помещиками и крестьянами фиксировались в «Уставных грамотах», которые составляли сами помещики, и вводились в действие мировыми посредниками.
Мировые посредники назначались губернаторами с согласия губернского предводителя дворянства и обладали очень большими полномочиями. Они не только обеспечивали размежевание земли, но и имели еще полномочия административной судебной власти.
Так вот, по такой «Уставной грамоте» жители села Макеевки получили от владений Иловайского в надел на 491 ревизскую душу 1718десятин 1200 квадратных сажен удобной земли, состоящей из следующих угодий: мирской усадебной - 76 десятин, пашни - 630 десятин 400 квадратных сажен, лугов-выгонов - 57 десятин 380 квадратных сажен.
Кроме того, обществу предоставлено в надел 73 десятины 1460 квадратных сажен неудобной земли (в том числе 1 десятина, отведенная под мельничный участок), сенокоса - 676 десятин 420 квадратных сажен.
Но до царского манифеста о свободе крестьян были еще долгие годы их крепостной зависимости, работа от зари до зари на помещичьих полях, бесправие, розги, солдатчина и прочие атрибуты феодального строя. О тех временах и рассказывают отрывки из записей Ильи Прокофьевича. Давайте заглянем в них.
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"