Начало начал или первопроходцы. Часть 13

Приведем еще некоторые сведения из документов тех лет:

«Церковь в Дмитриевке первоначально была заложена деревянная, во имя Святого великомученика Дмитрия Мироточиваго, на средства полковника Д. Иловайского 9 августа 1783 г.; освячена 18 августа 1784 г. по прошествии 10 лет, за теснотою этой деревянной церкви, г. Иловайский просил епархиальное начальство разрешить ему на том же месте соорудить каменную церковь, которая и заложена в честь Феодоровской иконы Богоматери с приделом св. вк. Мч. Димитрия Мироточиваго 18 мая 1796 г. главный придел освящен был 10 апреля, придельный же храм 11 января 1798г.

Эта последняя церковь существует до настоящего времени. Впоследствии в ней с южной стороны устроен был новый придел во имя трех Святителей, но когда это было - неизвестно».

(Свод 52, дела сл. Дмитриевки, №1,2, 4; архив Донской консистории. 1905 г.)

«В слободе имеется приходское сельское, содержимое на земские средства, училище, основанное в 1881 г.»

(« Клирикальные ведомости». 1894 г.).

«Ярмарок в Дмитриевке было три. Первая из них бывала 6 августа, 2-я за неделю до Преполовения и последняя - 26 сентября (на день Святого апостола Иоанна Богослова ).

25 февраля 1876 г. сл. Дмитриевка сильно пострадала от внезапного наводнения, которым было разнесено до 80 построек, при этом унесен был хлеб в зерне и снопах, погибло много и домашних животных».

(«Донские областные ведомости». 1878 г. №36.).

«Существовавшая в сл. Макеевке с 1787 года старая деревянная церковь была построена в 1874 г. с добавлением значительной части нового материала. Церковь трехпрес- тольная: главный в честь Покрова Божьей Матери, боковые посвящены один имени св. муч. Хрисанфа и Дарии, другой св. великомуч. Георгия Победоносца».

(статья «Часовни, церкви, монастыри на Дону от начала их появления до конца века». А. Кириллов.)

Почему мы в этом тексте приводим отрывки из документов, дающих некоторые сведения именно о церквях, а не о светских учреждениях, конторах, торговых заведениях? Дело в том, что любой населенный пункт считался в те века существующим лишь тогда, когда в нем уже имелась официальная, разрешенная духовными властями церковь.

Основатели поселков и слобод, в том числе, конечно, и Иловайские, поэтому построили в своих владениях несколько Божьих храмов во имя различных почитаемых ими Святых. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Одни, деревянные, сгорели во время пожаров, другие были уничтожены в период «воинствующего атеизма» в 20-30-е годы XX века. Но об этом речь - в дальнейшем.

А пока расскажем о жизни и быте крестьян Макеевой слободы, теперь села Макеевки, входящего в состав города, получившего от него свое название. И помогут нам в этом уникальные записи старого учителя Ильи Прокофьевича Шевченко, всю жизнь прожившего в этом селе и многие годы собиравшего и записывавшего воспоминания земляков-старожилов.

Давно нет в живых этого прекрасного человека, но к счастью, его рукописные тетради сохранились, и теперь мы можем ссылаться на них, как на достоверный первоисточник. Конечно, некоторые места из записей Ильи Прокофьевича не совсем понятны, некоторые - устарели, в некоторые само время требует внести изменения и к ним необходимы кое-какие комментарии, что мы и позволим себе делать.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими:
kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru