Будущая земля Макеевки... Стоят в степи, на большом расстоянии друг от друга казачьи сторожевые вышки. Год за годом всматриваются вдаль вартовые казаки и жгут сигнальные огни при появлении неведомых пришельцев, спешащих за легкой добычей. Чаще всего это крымские татары, осмелевшие после закрепления на полуострове Блистательной Порты - Турции.
Но не так-то легко застать врасплох донских и запорожских казаков. Сверкают в Диком Поле шашки, разгорается жестокая сеча, уходят на свой полуостров крымчаки. Не раз отпор татарским набегам давали и свободолюбивые отряды Саура и Зуя, называемые властями разбойниками, но оставшиеся поныне в легендах и казачьих думах как борцы за волю, как защитники простого люда.
А еще имя первого из них носит легендарный курган Саур-Могила, а именем второго назван целый город Зуевка. Стоят сторожевые казачьи вышки и на территории будущей Макеевки, где пока простирается бескрайнее ковыльное поле.
Земля будущей Макеевки... Уже в XVII веке появляются здесь первые заимки, которым со временем предстоит стать поселками Ясиновка, Землянки, а еще позже эти вольные свободы будут переведены в разряд войсковых. Ведь именно такие поселения в нашем крае стали в те времена своеобразным оборонительным рубежом против набегов крымчаков на южные и восточные границы Российского государства.
Ясиновка... Землянки... В середине XVII века впервые произнес человек эти два названия. Как это случилось?
Рассказывая о седой старине, нам не раз придется предла¬гать читателям мысленно обратиться в те далекие времена. Вот и в этот раз. Прислушайтесь, всмотритесь, представьте...
Тянут уставшие кони по горячей степи нагруженные нехитрым скарбом подводы, похрапывают негромко, отфыркиваются от поднятой знойным ветерком пыли. Подремывают на подводах ослабевшие в длинном пути старики, то капризничает, то озорничает детвора, внимательно всматриваются вдаль молодые казаки, лишь на привалах сходящие со своих коней. Но вот и привал. Загораются в вечерних сумерках костры, из котлов, подвешенных над огнем, слышен аромат казачьего кулеша.
И до утра пасутся на сочной траве стреноженные кони. Утром снова в путь, в неведомые просторы Дикой степи, где, как говорят бывалые люди, есть места для поселения, где жирный чернозем, богатые пастбища, в реках плещется сытая рыба, а в камышах и рощах водится немало дичи.
Казаки на сторожевых вышках, истосковавшиеся по человеческому голосу, с удовольствием рассказывают о наиболее удобных для обживания местах. И от большого в начале пути обоза то и дело отделяется еще несколько возов, остают¬ся в облюбованном их хозяевами урочище или вблизи сторожевой вышки. Все меньше и меньше становится обоз.
Хозяевам нескольких последних возов слишком уж понравилось урочище в верховьях речки Кривой Торец. Особенно ее правый берег. Тут и небольшое озеро, и родники чистой студеной водой. По склонам урочища - заросли старых деревьев и молодняка. Дуб, ольха, осина, клен, тополь, акация, дикие яблони и груши... Но особенно много ясеня.
Так и просится название для этого места Ясеневка или Ясиновка, А вокруг раздолье и буйство диких трав. Ковыль, полынь, тысячелистник и степной овес, бессмертник, тюльпан и самый красивый цветок степи - ромашка.
Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"