И снова - напряжение. Часть 9

Вторая половина двадцатых годов — это не только вос­становление и реконструкция шахт и заводов, добыча угля и выплавка металла. Обустраивался, даже рос и сам город. Еще в 1924 году был выработан городской Генеральный план строительства жилья и социально-бытовых объектов. В 1925-1927 годах в Макеевке появились новые жилые по­селки «Советская колония» (Совколония) в 130 домов, «Но­вая колония» в 22 дома, был основан питомник Маккомбината, где произрастало до 130 тысяч деревьев, в том чис­ле калифорнийский клен, американский ясень, белая ака­ция, тополь, несколько тысяч различных плодовых дере­вьев, декоративные цветы.

Для сохранения водоемов было посажено 70 тысяч высокорастущих деревьев. На Совколонии были разбиты два сквера, появился и огромный парк труболитейного завода. В ту пору еще свирепствовала не­побежденная медициной болезнь - туберкулез. Поэтому для борьбы с ней в Макеевке построили тубдиспансер.

Первый макеевский трамвай, пос. Щегловка

 

Первый макеевский трамвай,

пос. Щегловка

 

Гордостью металлургов стал заводской клуб имени Томского, о котором выше уже упоминалось. В нем попу­лярностью пользовались хоровой кружок из 60 человек, планерная секция. И клуб, который металлурги с гордо­стью называли театром, и парк при нем в ту пору носили имя секретаря ЦК КП(б)У Станислава Косиора. Чтобы за­крепить на угольных предприятиях рабочие кадры, в шахт­ных поселках строились для них жилые дома и общежи­тия. Молодежь, прибывающая на шахты из села, осваива­ла горняцкие профессии, пополняла ряды квалифициро­ванных рабочих, которые, вселившись в новые дома, оста­вались здесь окончательно.

В 1925 году в Макеевке произошло два очень памят­ных события – был пущен первый в Донбассе трамвай,соединивший центральную часть Макеевки с окраинными поселками. Всего курсировало 9 вагонов, протяженность пути составила 14 километров. Открывали его с оркестром, с митингом. Первыми проехались в новых вагонах руко­водители города. Конечно, с появлением первого трамвая в Макеевке не исчезли традиционные многие годы извоз­чики.

На лихих одноконках, пароконках и даже на трой­ках бородатые ямщики еще и в тридцатые годы возили пассажиров из центра города на Ясиноватский вокзал, в Ханженково, Харцызск, Юзовку, в ближние и дальние поселки, на городские окраины. Еще немало лет грозный окрик лихачей «Поберегись!» пугал и заставлял шарахать­ся в сторону прохожих. Даже в 1930 году на страницах го­родской газеты «Макеевский рабочий» можно было про­читать в рубрике «Происшествия» информацию о том, что некий зазевавшийся гражданин «...позавчера был сбит из­возчиком на площади у старого базара». Впрочем, гуже­вой транспорт был популярен и необходим в городе до са­мой Великой Отечественной войны и долго после нее.

Современный трамвай Макеевки

 

Современный трамвай Макеевки

 

На пролетках ездили по делам руководители шахт и заводов, партийные и советские начальники, на них или просто вер­хом на лошади добирались иногда журналисты «Макеев­ского рабочего» до дальних поселков. Служебных легко­вых машин в распоряжении руководителей тогда еще не было. Когда первая появилась у знатного доменщика Ива­на Григорьевича Коробова, мальчишки постоянно бегали за ней, как за диковинкой. Так было, хотя сегодня, когда по улицам Макеевки ежеминутно проносятся сотни всевоз­можных «иномарок» и от них иногда трудно перейти ули­цу, поверить в то, что легковушка когда-то была диковин­кой, практически невозможно.

Диковинкой в том 1925 году был и появившийся трам­вай. Но и большим событием, ибо добираться на работу и с нее на этом дешевом виде транспорта горожанам стало на­много легче. Наверное, интересно будет знать, что первые отечественные трамваи в Российской империи были испы­таны инженером-изобретателем Пироцким в Петербурге еще в 1880 году, а ходить начали там же в 1907 году, когда они уже курсирова­ли в Киеве, Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Курске, Витебске, Севасто­поле, Орле, Жито­мире, Казани и в са­мой Москве. Зато в Донбассе первый трамвай появился раньше всего в Ма­кеевке.

В 2025 году город мог бы отме­тить 100-летие этого события, если бы по ряду труднообъяс­нимых причин он в начале XXI века не «почил в бозе», по­корно уступив право пассажироперевозок юрким марш­рутным такси. Впро­чем, возможно, трам­вай когда-то на ули­цы Макеевки и вер­нется, как это случилось в крупнейших городах Европы - Будапеште, Лиссабоне, как возвращается он и в шведскую столицу Стокгольм.

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: