Когда еще города не было Часть 2

Пожалуй, начнём не с трёхвековой давности, а с расстояния в… 300 тысяч лет, с эпохи палеолита. Именно той поре принадлежит крупное ручное рубило, найденное археологами совсем рядом с Макеевкой – в районе Амвросиевки. Нет у учёных сомнения, что оно принадлежало первобытному человеку. Рубило – универсальное орудие труда. Им рубили деревья, как топором, копали коренья, как лопатой, очищали шкуры убитых животных, как скребком, ударяли, разбивая камни, как молотком, резали мясо, как ножом. Излюбленным материалом для изготовления таких орудий труда был кремень.

В1971 году в балке Марьевской на северо-западной окраине города, близ поселка Ханженково была сделана еще одна находка, тоже рубило, но оно оказалось «моложе» - его возраст исчислялся в 150 тысяч лет. Его обнаружили ученики школы №72. Ныне эта находка хранится в археологическом музее Донецкого государственного университета.

Еще одно древнее орудие труда было найдено в 1984 году при строительстве троллейбусного депо в микрорайоне «Зеленый», в балке, выходящей к одной из шахт. Это остроконечник, возраст которого ученые определили в 50-60 тысяч лет. Им, в ту давнюю эпоху, человек пользовался как кинжа¬лом при охоте на животных и при их разделке. Одетый на костяную или деревянную палку, остроконечник служил и вместо копья - дротика.

Известны в Донбассе и среднепалеолитические неандертальские поселения (100 - 120 тысяч лет назад). В бассейне рек Волчья и Сухие Ялы найдены скопления расщепленных камней и законченные орудия. Множество нуклеусов, или ядрищ, с которых скалывались плоские отщепы – заготовки для орудия, остроконечники, скребла и другие изделия из кремня обнаружены там у села Антоновка. Но кто может утверждать, что неандертальские племена, которые постоянно вели миграционный образ жизни, не пребывали на территории и нынешней Макеевки? Может, маленькая семья, может, большое племя в поисках лучшего места обитания, лучшей охоты или рыболовства, а может, убегая от ледникового похолодания, прошло когда-то или пожило какое-то время оседло и на этих землях.

Перенеситесь мысленно в те беспредельно далекие эпохи. Идут и идут, то ли убегая от каких-то опасностей, то ли навстречу им люди, чьи тела едва укрыты шкурами убитых зверей, с дубинками – единственным пока оружием в их руках. Впереди вышагивает самый сильный из племени – его вожак. Зорко всматривается он вдаль, высматривая место, где можно остановиться на ночлег. За ним цепочкой – мужчины, женщины, дети. Никто не оглядывается на отставших. Выбилась из сил самая старая из племени, упала, с тоской смотрит вслед уходящим. Но никто не остановится, не поможет подняться, не подставит плечо. Ибо нет еще у этих людей понятия о сопереживании, помощи слабым, заботы о престарелых. Есть только стремление выжить самому. Они пока похожи больше на стаю, чем на племя. Выживает сильнейший.

А может было совсем наоборот. Может, к упавшему тянулись руки сильных, чтобы поднять, не оставить на съедение диким зверям. Может, понятия морали, человечности в неведомую пору были даже выше, чем у некоторых особей человеческой породы, живущих в наши дни. Хочется, вопреки всей логике ученых, верить именно во второй вариант.

1 (2) 3 4 5 следующая страница

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: