И слышен стон твоих колоколов

Наши предки не могли представить свое село, поселок, тем более город без Божьего храма. Обживали новое место, строили первые десятки домов, распахивали поля, но... Без церкви село было не селом, поселок не поселком, тем более город не городом. В первое время ходили на моленья в праздничные дни в ближайшие села, приглашали оттуда священников освятить построенное жилище, крестить ребенка, отпеть тех, кто покинул этот мир.

А когда приходила пора венчать молодых, запрягали тройки, вплетали в гривы коней яркие ленты и мчались в церковь за много верст с песнями под гармонику и с веселым свистом. Ведь не в ЗАГСах и РАГСах соединяли тогда навсегда воедино две молодые жизни, а под церковное пенье, перед Божьим алтарем. Тех, кто жил со своей парой невенчанным, презирали в народе, считали грешниками и безбожниками. Невенчанные... Это звучало в те времена так же неуважительно, как в наши дни звучит слово «сожители».

Нельзя было представить в то время и человека, который по рождению не был бы крещен в церкви. Некрещеный, нехристь, еретик... Это тоже воспринималось одинаково. За такого не всякая и замуж выйдет, да и родители, прежде чем дать согласие выдать дочь, обязательно интересовались, крещен ли жених. И строго велся в церкви в те годы учет рожденных и крещеных, венчанных и ушедших на вечный покой. Потому и находим мы по сей день сведения о людях, живших в прошлые века, лишь в этих церковных книгах.

Да, Божий храм нужен был в любом селе или поселке в первую очередь. Даже расстояния между населенными пунктами измерялись тогда не от почты до почты, как ныне, а от церкви до церкви. Вот и строили их всем миром, жертвуя деньги на строительство храма кто сколько может.

Много церквей сзывало прихожан на службу в дни христианских праздников и в многочисленных поселках макеевского края. О некоторых мы вкратце упоминали уже в предыдущих главах. Здесь же попытаемся рассказать о церквах макеевских поселков то, что нам известно. К сожалению, обо всех - не получится, ибо их история исчезла вместе с ними. Некоторые церкви разрушены временем, другие уничтожены в двадцатые - тридцатые годы XX века, в так называемый период «воинствующего атеизма», третьи снесены огнем и металлом в период Великой Отечественной войны. Сгорели или пропали и их архивы, и нам приходится сегодня пользоваться крохами имеющихся сведений или воспоминаниями старожилов.

Конечно же, одной из самых известных церквей Макеевщины нужно считать церковь Николая Чудотворца в старейшем поселке Ясиновка. Тем более что о ней немало писали в своих очерках краеведы, журналисты городских и областных газет. Но мы воспользуемся сведениями, приведенными в статье учителя-краеведа, старожила самой Ясиновки Николая Александровича Колодяжного «Эхо колокольного звона». Вот краткое изложение этой публикации.

В слободе Ясиновка увеличивалось количество крестьянских дворов, росло население. За сельской общиной было закреплено тридцать тысяч десятин земли. От Кривого Торца до берегов Корсуни и Крынки простирались эти угодья. А своей церкви не было, как не было ее и в других окружающих поселках. На богослужения люди ходили в Бахмут (ныне - Артемовск). Женщины и мужчины собирались группами вместе со стариками и детьми, брали узелки с едой, понадежней прятали медные деньги и отправлялись в дорогу. Пятьдесят верст туда, пятьдесят - обратно.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: