Контуры индустриального города. Часть 33

Но к Ханжонкову мы еще вернемся в последующем, а сейчас продолжим рассказ о владельце первого биографа в небольшом пока поселке Дмитриевске. Вскоре Калинин снял в аренду новое здание и открыл еще один кинотеатр «Мираж», который впоследствии переименовал в «Колизей».

Забегая вперед, сообщим, что незадолго до первой мировой войны он закончил строительство собственного кинотеатра, который назвал «Солей».

В ту пору и сюда начали доходить картины, снятые на студии Ханжонкова в Москве. Жители Дмитриевска, благодаря именно Каликину, смогли увидеть картины с участием артистов императорского театра Веры Холодной, Якова Полонского, Ивана Мозжухина, такие, как «Петербургские трущобы», «Под вечер осенью ненастной», «Ямщик, не гони Лошадей», «У камина», девятисерийный заграничный боевик «Вампир».

Беззвучным кадрам фильма подыгрывал слепой музыкант. Рядом с ним стояла жена и рассказывала то, что изображалось на экране, а он талантливо и вдохновенно импровизировал по ее подсказке. Еще в 60-е годы XX века старожилы Макеевки вспоминали этого удивительного скрипача, имени которого так никто и не запомнил...

В 1910 году Никита Каликин построил в Макеевке парк, где появился и летний театр, в котором выступали заезжие труппы Суходольского, Гайдамаки. Здесь же, в сторонке, шло кино на свежем воздухе. В парке был устроен специальный трек, где катались на роликовых коньках любители скетинг-ринга. Позже на месте трека появился цирк, о котором речь впереди.

После 1917 года Калинин по поручению отдела народного образования остался работать в созданном им кинотеатре, ставшем теперь государственным. Сегодня первого кинотеатра Никиты Николаевича Калинина нет. В нескольких метpax от того места, где ом стоял, впоследствии появился кинотеатр имени ВЛКСМ, который ныне называется «Союз».

Но мы в своем повествовании сделали слишком большой экскурс вперед, в те годы, о которых разговор еще не скоро. Пока же мы находимся в старом поселке Дмитриевке, или Дмитриевске, и на календаре этой книги еще конец второй половины XIX века. Еще на улицах поселка нет и в помине асфальта, а царствует непролазная грязь, в которой по оси тонут повозки и теряют галоши прохожие.

Прямо на проезжей части стоят телеги с мукой, картофелем и овощами, привезенными на продажу мужиками ближайших сел. Покачивают лошади мордами с одетыми на них торбами с кормом.

Распряженные волы лениво жуют сено, брошенное у их ног. А в многочисленных кабаках гуляют свободные от смены шахтеры. Повсюду слышны то ругань, то песни, то хохот... И степенно прохаживается вдоль всего этого разнообразия жизни, строго посматривая по сторонам и поругивая подвыпивших, усатый городовой, единственный пока на весь поселок.

Во второй половине дня празднично одетые барышни и кавалеры - в основном шахтные мастера и торговые приказчики - идут посмотреть движущиеся картины в кинотеатр Калинина. Бедный люд туда попадает лишь изредка. Удовольствие не всем по карману. Впрочем, дороговато пойти и в парк, куда тоже можно попасть за деньги. А водка стоит очень даже недорого. Вот и идут в кабаки.

А куда еще можно беспрепятственно попасть голытьбе? И гуляет рать первопроходцев края, пропиваясь иногда до последней нитки. Гуляет, не догадываясь, что через много лет их потомки будут называться гвардией труда, но зато точно зная, что каждая очередная смена в шахте может оказаться для любого из них последней. Никакой ведь охраны труда, никаких мер безопасности пока не существует.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: