Контуры индустриального города. Часть 18

Быстрому развитию производительных сил способствовала и отмена крепостного права. Вместо феодальных в стране утвердились буржуазные отношения, на смену мануфактурному производству пришла крупная машинная индустрия, технической базой которой стал паровой двигатель.

К концу 60-х годов паровые двигатели были на большинстве шахт Донбасса. Они служили для работы водоотливных машин. Появились на шахтах и подъемные установки. В Макеевке первая из них мощностью в 40 лошадиных сил и с высотой подъема до 100 метров была установлена в 1877 году на шахте №2 Берестово-Богодуховского рудника.

В конце XIX века, в 1895 году, в Макеевке была сооружена первая в Донбассе обогатительная фабрика производительностью 60 тонн в час. Через несколько лет их построили еще три - Кадиевскую, Ольховскую, Ирминскую.
Быстрое и мощное развитие угольной промышленности заставило все же правительство обратить на нее пристальное внимание. В 1891 году было образовано Горное управление Южной России с центром в Екатеринославе.

В его состав были выделены 4 горных округа: Юго-Западный, Днепровско-Таврический, Харьковский и Луганский. Остальная часть империи была разделена на горные округа, состоявшие в ведомстве окружных инженеров, непосредственно подчиненных Горному департаменту. В Санкт-Петербурге к тому времени уже существовал даже горный институт, который в 1881 году окончил и глава династии Иловайских - Дмитрий Иванович.

Правда, вопреки общепринятому мнению, он, имея в Макеевском округе ряд шахт и даже став основателем поселка своего имени - Дмитриевск - жил в основном в северной столице империи, лишь эпизодически наезжая в свои и своих наследников владения.

Развитие угольной промышленности Донбасса требовало огромных капиталовложений. Отечественные предприниматели неохотно вкладывали сюда свои средства. Их больше интересовала легкая промышленность, которая давала быструю отдачу. На Западе же к тому времени накопились избыточные капиталы.

И промышленники ряда западноевропейских стран обратили взоры к Донбассу, где была дешевая рабочая сила, что сулило высокие прибыли. После повышения царским правительством акциза на иностранный уголь и на ввоз в Россию оборудования западным промышленникам стало выгоднее вывозить капитал. И он пошел в Донбасс.

В. Подов и В. Курило в своей работе «История Донбасса. Век XIX» об этом периоде пишут следующее:

«Первое объединение иностранного капитала - акционерное общество Южнорусской каменноугольной промышленности, с участием французского капитала было создано в Донбассе в 1872 году. В то же время возникло «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства Юга» на основе английского капитала, принадлежащего Юзу.

До конца века на Юге возникло 20 акционерных каменноугольных компаний, не считая тех, которыми владели рудники металлургических заводов. В начале 1895 года каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого за 8 млн. франков перешли к бельгийскому акционерному обществу Прохоровских каменноугольных копей.

На базе Рыковских копей в июле 1898 года было организовано бельгийское общество Рыковских каменноугольных копей. Макеевские копи Иловайского куплены Русско-Донецким обществом».

Сказано четко и ясно - куплены. Однако нельзя считать, что Иловайские с этим перестали быть хозяевами своих шахт и рудников. Нет, они оставались основными акционерами Русско-Донецкого общества и получали довольно большие дивиденды.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: