Начало начал или первопроходцы. Часть 22

Теперь уголь с иловайских шахт «Иван», «Сергей», «Мария» и «София» мог легче доставляться и к Азовскому морю, и к центральным районам империи. К тому же, в 80-е годы на территории бывшей Екатеринославской губернии, охватывавшей в то время значительную часть территории и современного Донбасса, тоже велось усиленное железнодорожное строительство.

В течение двух лет - с 1876 по 1778 годы была построена широко разветвленная Донецкая каменноугольная дорога, связавшая такие важные в промышленном отношении пункты, как Бахмут (ныне Артемовск), Зверево, Дебальцево, Луганск, Никитовка, Ясиноватая, и давшая донецкому каменному углю выход на другие железные дороги.

Теперь уголь широким потоком шел на Ростов, Москву, Харьков, Тулу, Киев, Одессу, Екатеринослав, к портам Азовского и Черного морей, откуда морским путем транспортировался за границу.

Да, железные дороги того времени не могут быть сравнимы с современными. Техника находилась на низком уровне. Освещение на паровозах, станциях и семафорах было керосиновое, тормозные средства для составов и поездов - несовершенные. На многих станциях маневры с грузовыми вагонами производили с помощью лошадей или волов.

А когда под рукой не оказывалось тех или других, вагоны толкали на нужный путь люди. И все-таки толчок к дальнейшему развитию края железная дорога дала ощутимый. Улучшились перевозка угля, торговля с другими краями страны, доставка приобретаемых на Урале оборудования для шахт и заводов, тех же железнодорожных рельсов (завода англичанина Юза, начавшего в крае выпуск рельсов, тогда еще не было).

Рабочие шахты «София», начало XX в.

Рабочие шахты «София», начало XX в.

И потянулся люд российский и украинский на страшные, но сулящие хороший заработок угольные рудники, открываемые вокруг городков и слобод в Диком Поле. Крестьяне, лишь недавно освобожденные от крепостного ига, обретя свободу, богатыми не стали.

Чтобы хоть как-то обрабатывать землю-кормилицу, нужно было иметь и тягловую силу, и какой-то инвентарь, и семенной фонд. Ведь помещики наделили их по царскому указу землей, но кони, волы, плуги, молотилки и прочее остались в их руках. Добро еще, если у кого-то и до реформы были свои лошади или волы. Тот кое-как выкрутиться мог.

А вот безлошадная «босота» таковой и осталась, и, чтобы прокормить свои, обычно многочисленные семейства, нужно было искать хоть какой-то заработок. И понеслось по центральным, а то и дальним губерниям империи загадочное, непривычное ранее слово «шахты».

Куда направляетесь? - спрашивали встречные у устало бредущей босоногой группы мужиков с тощими котомками за плечами.

На шахты, - был неизменный ответ.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: