Начало начал или первопроходцы. Часть 20

Многие по инерции называют имя Дмитрия Ивановича. Но он, выйдя из крепости, где сидел с сыном Павлом, умер не позднее 1803 года. Значит, слава угольного первопроходца должна принадлежать не ему, а кому-то из его наследников или родственников. Кому же? Давайте обратимся к своеобразной логике.

Если в 1859 году уже существовали шахты «Иван», «София», «Сергий», «Мария», а они носили имена детей Иловайского, то нужно искать того, кто имел сыновей и дочерей с такими именами. Заглянем в работу С.В. Корягина «Иловайские», изданной в серии «Генеалогия и семейная история Донского казачества» и в работу Юрия Атарова «Донские казаки Иловайские», изданной в Ростове-на-Доиу в 1999 году.

По этим работам видно, что у Дмитрия Ивановича были сыновья: Иван рождения 1767 года, Павел, о котором мы уже упоминали, Степан, Григорий, Тимофей, Василий, Петр, а также дочери Наталья и Екатерина. Их имен шахты, как известно, не получили. Не могли шахту назвать и по имени его внука Ивана Ивановича, рожденного в 1881 году.

Шахт тогда еще не открывали. А вот правнуки Дмитрия Ивановича Иван Федорович, Сергей Николаевич, Мария Михайловна, Софья Ивановна вполне подходят по времени, чтобы дать свои имена шахтам Иловайских. Значит, интересная и красивая легенда о том, что названия макеевских шахт носят имена детей Дмитрия Ивановича Иловайского - неправда.

Это дети его внуков Федора, Николая, Михаила и Ивана, которые и были открывателями и владельцами названных шахт. А вот то, что шахта «Амур» носила имя гончего пса одного из Иловайских, вполне вероятно, ибо большинство представителей этого рода были заядлыми охотниками и содержали великолепные псарни гончих собак. Возможно, что одну из них, самую любимую, и звали Амуром.

Как нам уже известно, первая шахта в Донбассе была заложена в 1795-м, а открыта в 1796 году в Лисичьем буераке для обеспечения углем строящегося Луганского чугунолитейного завода. После этого в крае был открыт ряд месторождений каменного угля и начато интенсивное их освоение. Уголь был нужен не только для флота и внешнего рынка, но и для появляющихся один за другим металлургических предприятий.

В 1850 году был построен Керченский завод, в 1861 году - Петровский, в 1870 году - Лисичанский доменный и рельсовый заводы. В период с 1825 по 1860 годы количество различных заводов и фабрик в Российской империи увеличилось втрое. Угля, привозимого из-за рубежа, было недостаточно. Да и обходилось это слишком дорого. К тому же Крымская война 1853-1856 годов лишила Россию привозного угля.

Это тоже послужило толчком для освоения недр Донецкого бассейна. В угле нуждались Черноморский, Балтийский флоты, новые металлургические заводы, портовые города, железные дороги.

Со второй половины XIX века в связи с общим развитием капитализма в России Донбасс постепенно становится крупным промышленным центром. К тому же, в 80-е годы в Кривом Роге были открыты богатые залежи железной руды, что повлекло создание крупнейшего Донедко-Криворожского промышленного центра, который в 1884 году был соединен с Донбассом железной дорогой.

Она соединила между собой такие важные пункты, как Ясиноватая, Никитовка, Бахмут, Дебальцево, Луганск, ряд других. К «донецкому Клондайку» за легкой прибылью устремились иностранные капиталисты, которые стали вкладывать в новую отрасль свои капиталы. Всего за шесть лет, с 1888 по 1892 год в Донецком бассейне было образовано 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 миллионов рублей. Непосредственно углем занимались 36 компаний.

Из них 25 - иностранные. Рабочей силы было предостаточно. Масса голодных полунищих крестьян из центральных районов страны хлынула сюда в надежде заработать на хлеб насущный, прокормить семьи, накопить денег на коня или корову.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Интересная информация? Поделись ей с другими: