"Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

История Макеевки.Часть 1   

Автор: Николай Хапланов

В книге в интересной форме освещена история Макеевки, начиная от появления первых людей на территории Дикого Поля и до периода начала Гражданской войны 1917 года

Содержание



Контуры индустриального города. Часть 12

Оригинал этого Устава ныне находится в русской Государственной (бывшей имени Ленина) библиотеке в Москве. Там же имеется еще один интересный документ, относящийся к 1900 году, то есть ко времени, когда в Макеевке уже существовал металлургический завод. Это доклад правления Русско-Донецкого общества о деятельности в 1898-1899-й операционный год. Приведем выдержки и из него:

«...затем мы просим вас открыть продлению кредит в рублях 994793,76 на следующие работы: на расширение существующих и постройку новых домов для рабочих и служащих в конторе, а также на постройку домов и казарм при шахтах «Иван», «София», «Мария», «Сергий», «Капитальная», на окончание госпиталя, на участие в постройке церкви, на окончание работ, которое наше общество должно выполнить за счет Макеевского металлургического завода согласно запланированного с ним контракта, на поставку большого насоса на шахте «Иван» и второго вспомогательного насоса в шахте «София», на поставку одной вспомогательной подъемной машины на шахте «Иван», на устройство вентиляции в шахте «Иван-2» и поставку двух вентиляторов в шахте «София» и одного вентилятора в шахте «Капитальная».

В книге А.А. Скочинского «Краткий очерк состояния горной и технической части каменноугольных рудников Донецкого бассейна» (1900 год) той же шахте «София» дается такая техническая характеристика: «Глубина 115 метров (шахта «Иван» - 234 метра), размер поперечного сечения ствола в свету 3, 94 - 2, 18. Некоторые данные о подъемной машине - двойная с зубчатой передачей с простым золотником...

Направляющие - деревянные. Число этажей в клети - два. Количество вагонов в каждом этаже - один. Полезный груз клети поднимающих за один раз 50 пудов. Высота подъема - 125 метров. Наибольшая скорость подъема 3-3,5 метра в секунду. Наибольшее число подъемов с углем в течении 20 часов - 500. Наибольшая суточная выдача угля - 27000 пудов, годовая - 6500000 пудов. Проветривается шахта «София» искусственно. Количество воздуха подаваемого в шахте - 10-12 кубометров в секунду».

Эти данные из книги А. А. Скочинского здесь приведены для того, чтобы современный читатель, и в особенности горняки, могли проследить те этапы, которые прошла угольная промышленность от древнего славного обушка до нынешних мощных угледобывающих комплексов.

Давайте обратимся к еще одному изданию - книге «По Екатерининской железной дороге», вышедшей в начале XX века. В ней тоже немало интересных сведений о рудниках макеевского района. Вот они:

«Рудник Русско-Донецкого общества расположен на собственной земле площадью 8884 десятин и кроме этого на земле арендованной у крестьян села Макеевки в количестве 1453 десятин, слободы Калиновка в размере 750 десятин и наконец у землевладельца Амбрашевича 120 десятин. Первоначально рудник был устроен Московским обществом, в 70-х годах перешел к И.Г. Иловайскому, а в 1895 году перешел в собственность настоящему обществу.

Аренда уплачивается ежегодно в сумме 15483 руб. 36 копеек. Акционерный капитал общества составляет 12000000 рублей.
Рудник разрабатывает пласты, принадлежащие свитам... «Макеевский» мощностью 2 аршина, «Софиевский» 3/4 аршина, «Владимирский» - один аршин, «Берестовский» - 1,5 аршина, «Алмазный» от 3/4 - 3,0 аршина, «Мария» - 3/4 - 1,0 аршина.

Пласты разрабатываются шахтами «Калиновская» глубиной 60 сажен, «Амур» глубиной 45 сажен, «Берестовка» глубиной 46 сажен, «Мария» глубиной 100 сажен, «Чайкино» глубиной 42 сажен, «Щегловка» глубиной 42 сажен, «Иван» глубиной 147 сажен, «Иван-3» глубиной 110 сажен.
Для доставки угля на железнодорожные станции имеется два подъездных пути, оба протяженностью 14 верст до станции Ясиноватая и Харцызск. Кроме этого все шахты соединены подъездными путями.

...Шахта «Иван-3» глубиною 110 сажен с паровой машиной 400 л.с. и электрическим вентилятором 500 л.с. Общая возможность производительности шахты: 60000000 пудов.

...Громадная электрическая центральная станция состоит из трех паровых машин - 1000, 500 и 300 л.с. напряжением 220/3000 вольт».

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 

Контуры индустриального города. Часть 11

В 70-е годы в Макеевском районе, кроме названных, действовали уже также шахты Берестово-Богодуховского рудника №2, №3, №4, №8, Ясиновского рудника и мелкие помещичьи шахты в станице Нижне-Крынская. Тем не менее, развитие этих предприятий сдерживалось из-за отсутствия транспорта, уголь вывозился в большинстве на волах.

Вот почему Иловайские и другие владельцы охотно включились в строительство вышеназванных железнодорожных веток между Иловайском, Ханженково, Ясиноватой, Криничной. В 1892 году стараниями того же Иловайского была построена ветка Харцызск-Бузановка (Ныне Мишино) и Бузанов- ка-Ясиноватая.

Вот тогда-то, уже в начале 90-х годов и появились Генеральное и Екатерининское общества, куда вошли многие шахты района. При этом рудник Иловайского по своим показателям и техническому оснащению считался лучшим в области Войска Донского. Достаточно сказать, что в 1895 году 16 шахт Макеевского и Берестово-Богодуховского рудников выдали 42 миллиона пудов угля (около 800 тысяч тонн).

Вот некоторые показатели работы угольных копей И. Г. Иловайского и его наследников в 80-е годы девятнадцатого века, приведенные в труде В. А. Добролюбова «О положении каменноугольной промышленности в Донецком бассейне, опубликованном в Санкт-Петербурге в 1887 году:

«В 1881 году копями Иловайских отправлено потребителям 6107 вагонов угля, в 1882-83 годах - 15056 вагонов, в 1883-84 годах - 12006 вагонов, в 1884-85 годах - 14315 вагонов, в 1885-86 годах - 15152 вагона. По тому времени это очень высокий показатель. И достигнуть его Иловайским дозволили уже имеющиеся у них во владении 27 верст подъездных путей, соединяющих шахты с Курско-Азовской, Донецкой и Бкатеринославской железными дорогами».

В книге «О положении в угольной промышленности Донецкого бассейна и об отношении к ней ее руководителей и руководимых», вышедшей в 1888 году, о шахтах Иловайских сказано:

«...отправлено в 1886-87 годах 5000 и более вагонов. Четыре копи имеют несколько лет свои подъездные пути железных дорог, построенные на собственной земле или на земле лиц, не заинтересованных в угольном деле».
Устав Русско-Донецкого общества, учредителем которого стал Дмитрий Иванович Иловайский, как сказано в приписке на нем, «рассматривал и высочайше утвердить его соизволил в 16 день июня 1895 года» сам государь император. Вот некоторые выдержки из этого документа:

«Для развития разработки находящихся в земле Войска Донского Таганрогского округа и в Бкатеринославской губернии Бахмутского уезда каменноугольных месторождений и залежей других руд и полезных ископаемых, принадлежащих наследникам И.Г. Иловайского, а также для производства кокса, брикетов, отработки руд для извлечения из них металлов, а равно для развития машиностроения и эксплуатации фабрик и заводов, обрабатывающих продукты руд и земель и вообще для производства всех относящихся к этим торгово-промышленным операциям действий учреждается акционерное общество под наименованием «Русско-Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности».

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 

Контуры индустриального города. Часть 10

Именно благодаря мощному капиталу акционерных компаний стало возможным интенсивное развитие промышленности многих стран Европы, а с XVIII века и в США. Компании, могучие корпорации, синдикаты стали монополистами в различных отраслях, подавили или впитали в себя предприятия-одиночки, им стало уже тесно в пределах своих государств, они перешагнули границы, стали международными и уже диктовали свою волю правительствам.

Во второй половине XIX века внимание иностранных акционерных компаний стал привлекать и Донецкий бассейн, богатый, перспективный, но где экономическое развитие шло все же замедленными темпами. Факторов такой медлительности было немало. Это и ограниченность рынков сбыта, а если они и появлялись, то вначале не было железных дорог для быстрой доставки угля потребителям.

Это и недостаток рабочей силы, которую неспроста вскоре пришлось пополнять из числа крестьян центральных губерний. Это и незначительность свободных капиталов. Ежегодные прибыли существующих предприятий обеспечивали лишь часть необходимого прироста производства. Не очень много могло сделать и государство.

Основной приток капиталов можно было ожидать только извне региона, в том числе и из-за рубежа. Но при этом из-за отсутствия качественной руды и рабочей силы Донбасс оставался зоной предпринимательского риска. Складывалась парадоксальная ситуация. Донбасс потенциально мог обеспечить развитие нужных стране отраслей экономики и крупные прибыли владельцам предприятий.

Но для этого необходимы были крупные капиталовложения. Организовать и направить такой приток капитала было возможно только в форме акционерных компаний, путем выпуска и распространения ценных бумаг промышленных предприятий. И число таких компаний действительно стало возрастать.

Тем более, государство установило для них целый ряд льгот. Наиболее значительные из них: льготные ссуды, система правительственных заказов, премии на нужную для страны продукцию, беспошлинный ввоз оборудования из-за рубежа, таможенная политика.

Одной из причин возникновения акционерных компаний в угледобывающей отрасли Донбасса была необходимость для получения крупной и стабильной прибыли, расширения производства, что требовало крупных затрат. В угледобывающих обществах размеры основного капитала колебались от 800 тысяч до 8 миллионов рублей. Такие суммы были фактически недоступны для большинства единоличных владельцев шахт.

Стало очевидным, что отдельные шахты и рудники Иловайских и других владельцев, с большим трудом и долгое время осваивавших просторы Дикого Поля, без объединения капиталов и предприятий могут отстать в своем развитии и снова оказаться аграрно-патриархальным придатком возникающего индустриального Донбасса. Вступал в силу основной принцип развивающегося и постоянно конкурирующего капитализма: выживает сильнейший.

Открыв в 1859 году первую шахту, через 10 лет род Иловайских имел их уже семь: «София», «Сергий», «Мария», «Иван», «Владимирский», «Натальевский», «Амур». Но добыча угля была все же еще дорогим удовольствием. Местный уголь не мог конкурировать по стоимости с дешевым английским, поступающим в порты Черного и Азовского морей.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 

Контуры индустриального города. Часть 9

А недалеко от Никитовки инженер Горлов еще в 60-е годы первую свою шахту «Кочегарка» заложил.

Да и недалеко от Макеевой слободы, в нескольких верстах за Богодуховской балкой англичанин Джон Юз строит железоделательный завод. Широко развернулся предприимчивый иностранец. Несколько сот подвод, запряженных волами и лошадьми, привезли из Таганрога в 1869 году оборудование для будущего предприятия.

Народ так и хлынул к Юзу на заработки. Греки Бешева, Стылы, Каракубы на возах, запряженных волами, везут ему камень, который сами же добывают в карьерах у своих сел. Знать, выгодно, раз в такую даль везут. Скоро, говорят, будет делать Юз рельсы для той самой «железки». Сильный, видно, хозяин. Неспроста мощное «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», правление которого в Лондоне, возглавляет.

Вздыхали мужики Макеевой слободы, Ясиновки, Землянок, ханженковских поселков, узнавая о таких делах, крестились испуганно. Знать, правду говорят батюшки, что в каком -то писании сказано, что опутают землю когда-то железные цепи. Точно ведь. Вон и Иловайские построили свой трубный завод, теперь Юз какой-то. Уже и бараки, балаганы и землянки у него там стоят, целый поселок вырастает. По имени хозяина его так и называть стали - Юзовка.

В Мариуполе русско-французское Никополь-Мариупольское акционерное общество создано. Завод строят французы для изготовления труб для нефтепровода Баку - Батуми. Там же бельгийская акционерная компания сооружает металлургический завод «Русский Провиданс».

Их, различных акционерных компаний теперь к крае не счесть. Русско-французские, русско-бельгийские, русско-английские, австро-русские... Нельзя оставаться владельцами отдельных промышленных предприятий. Настала пора создавать и свое акционерное общество.

К тому времени такие общества уже прекрасно себя зарекомендовали во всем мире. Первое из них появилось еще в 1611 году в Голландии. Там же возникла и первая фондовая биржа. Самая могущественная в Европе - это объединенная Ост-Индская компания, располагающая в ту пору капиталом в 6,5 миллиона флоринов, а это ни много ни мало, а целых 64 тонны золота. У этой компании 100 кораблей, 8000 моряков, 160 тысяч служащих. Еще в XVII, начале XVIII века акционеры этой компании получали дивидендов по 20-22 процента на акцию.

Основными причинами успешного развития акционерных компаний стали следующие:

1. Частные инвесторы ограничивали свой риск суммой, реально вложенной в предприятия.

2. Фондовые биржи, где совершались сделки по продаже акций. Можно было выйти из участия в предприятии в любой момент, чего нельзя сделать в обычном партнерстве.

3. Фондовые биржи позволяли спекулировать акциями. Там можно было играть, угадывая рост стоимости акции в будущем, получая от продажи доход.

4. Основная цель приобретения акций - получение дохода в виде дивидендов, и все общество выплачивало акционерам этот доход.

5. Стремительное развитие промышленных мануфактур, требующее все новых капиталов, которые можно мобилизовать в кратчайшие сроки, и возможно было это сделать, только добравшись до широкого круга частных лиц.

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 

Контуры индустриального города. Часть 8

Спрос на трубы оказался таким большим, что вскоре машиностроение отошло на второй план. Родился Макеевский труболитейный завод, которому впоследствии предстояла богатая и традициями, и событиями, и взлетами и, к сожалению, падениями, жизнь.

Он переживет революции, войны, будет несколько десятилетий носить имя советского политического деятеля Куйбышева, завоюет большую славу и качеством и количеством своей продукции, он будет поставлять трубы во многие зарубежные страны, его будут называть уникальным, единственным в своем роде, а в конце XX - начале XXI века он окажется ненужным новому, независимому государству и постепенно станет сокращать производство и дойдет почти до своего первоначального состояния мастерских.

Такое случится в ту пору не только с труболитейным заводом, а и с рядом других крупных промышленных гигантов и в Макеевке, и в других городах Украины, еще некоторых стран, появившихся на постсоветском пространстве. Но это случится более чем через век, а пока во второй половине 19 века идет интенсивное строительство шахт, заводов, железных дорог, происходит преобразование Дикого Поля в могучий Донецкий бассейн.

Какое там Дикое? Вон как развернулось промышленное производство в крае. Сколько железнодорожных веток соединились уже с Екатерининской и Курско-Харьковско-Азовской дорогой. Уже не только свои предприниматели, но и иностранцы шахты и заводы открывают на этих просторах. А сколько станций железнодорожных и поселков появилось в ходе и после строительства дороги на Таганрог!

На бывшей земле Константина Номикосова возникла Константиновка, где вроде бы намерены построить завод по изготовлению стеклянных бутылок. Тогда еще неведомо было, что будут в ней когда-то кроме бутылочного, еще и металлургический, стекольный, химический заводы.

На землях, подаренных царицей Екатериной генералу Леонову, появился поселок Алексеево-Леоново. Там тоже открыты шахты. Антрацитовые. Уже в 1917 году, накануне революции, у поселка появится новый хозяин и переименует его в свою честь - назовет Чистяково. А в 1964 году его снова переименуют, назовут Торезом.

Еще в 1858 году в Енакиеве, или как его называли когда-то, в Софиевке, началось строительство казенного чугунолитейного Петровского завода.

Совсем молодой поселок Гришино вырос у дороги. Тот самый, который через много лет переименуют в Красноармейск.

Все больше шахт и рудников в Щербиновке, куда тоже подошла железная дорога. Французские предприниматели скупили или взяли в аренду у мужиков Нелеповки и Щербиновки богатые углем земли и открыли два мощных рудника - Нелеповский и Северный.

Еще с XVII века в Бахмуте были известны соляные артельyые промыслы. Теперь там, кроме соли, добывают мел, известь, гипс. Жестоко подавил царь Петр Алексеевич бунт солеваров и казаков во главе с Кондратием Булавиным, а дело добычи бахмутской соли поставил на широкую ногу.

Еще до новой эры, говорят, пользовались местные красавицы вместо румян киноварью и сурьмой в тех местах, где ныне стоит Никитовка. Теперь эти руды идут для извлечения ртути. Индустриальную их разработку начала акционерная компания «Ртутное дело А. Ауэрбаха».

Николай Хапланов "Макеевка История города (1690-1917) Книга 1"

 
Страница 30 из 47